ТЕОСОФСЬКЕ ТОВАРИСТВО В УКРАЇНІ

Одеське відділення

Теософское представление о добре и зле

Автор:  Ольга Федун, Киев
перепечатано с сайта Теософского общества в Украине: http://theosophy.in.ua 
 
Древо познания Добра и Зла растет от корней Древа Жизни.

Правильные и логические объяснения проблем великих двойственных принципов – добра и зла, правды и лжи, свободы и деспотизма, боли и удовольствия, эгоизма и альтруизма – могут быть даны лишь в том случае, если за основу рассуждений будут приняты древние доктрины. Только Древняя Мудрость удовлетворительно объясняет происхождение и существование этих всеобъемлющих Принципов. Согласно ее учениям рождение Космоса и эволюция жизни происходят вследствие дифференциации и превращения изначального проявленного ЕДИНСТВА во множественность, или великую иллюзию формы. Когда ГОМОГЕННОСТЬ трансформировалась в ГЕТЕРОГЕННОСТЬ, появились и противоположности, контрасты, или двойственные принципы; отсюда возникает и то, что мы называем злом и что с тех пор часто безраздельно правит в нашем мире. Таким образом, побеги зла и страдания были, несомненно, первыми результатами и следствиями прогрессирующего дробления некогда гомогенной материи, которая вследствие этого приобретает форму и – по мере физического совершенствования этой формы – все более дифференцированную структуру [1].

Согласно Оккультной метафизике, изложенной Е.П. Блаватской (Е.П.Б.) в Тайной Доктрине, в Абсолюте, Мире Высшей Реальности или Бытия, конечно, разъединения как такового нет, и нет двойственных принципов; они есть в мире проявленном, который образован вследствие дифференциации и где возникают, как уже было ранее сказано, противоположные полярности, в том числе добро и зло.

Древние философы хорошо понимали, что лишь при сопоставлении этой двойственности, или пар противоположностей, достигается познание действительности, так как вечное движение, или эволюция, создает относительность всех понятий. Так, Великий Будда, когда избирал в ученики, прежде всего испытывал их на способность понимания различных пар противоположностей. Если ученик не мог осилить этого, Будда не приобщал его к дальнейшему знанию, ибо это было бы, исходя из опыта, не только бесполезно, но и вредно [1; 2].

Оккультная Доктрина учит, что в человеческой природе зло указывает лишь на полярность Материи и Духа, на "борьбу за жизнь" между двумя проявленными Началами в Пространстве и Времени; Начала, которые едины, поскольку корни их находятся в Абсолюте. В Космосе равновесие должно быть сохранено. Действие этих двух противоположностей производит гармонию, подобно центробежной и центростремительной силам, которые, будучи взаимозависящими, необходимы друг другу, "чтобы обе могли существовать". Если бы одна сила была остановлена, то действие другой немедленно стало бы саморазрушительным. Эти противодействующие Силы принимают в нашем сознании ту или иную окраску или качество, то есть становятся Добром или Злом. Действительно, зло есть лишь противодействующая слепая сила в Природе; это есть реакция, сопротивление и противоположение: зло для одних, добро для других. Ибо если мы можем отличать добро от зла и свет от тьмы и оценивать их по достоинству, то только благодаря существованию контрастов между ними. На проявленных планах одно уравновешивает другое. Добро и Зло, в сущности, едины и существовали на протяжении Вечности и будут существовать до тех пор, пока существуют проявленные миры [2; 3].

Даже согласно тексту Библии, зло должно было существовать до Адама и Евы. Человеку запрещено было вкушать от древа познания добра и зла. Нарушив этот запрет, он лишает себя гармонии с Природой, частью которой он является. Нарушение установленного богом порядка является первым актом выбора, первым актом неповиновения. Ведь если бы зло и грех не существовали до них, то не могло бы существовать ни Змея-искусителя, ни древа познания добра и зла в Эдеме. Ведь сказано: "И открылись глаза у них обоих, и узнали они очень много помимо того, что сами они наги". Змий сообщил Адаму, что если он вкусит плод Древа Познания Добра и Зла, то несказанно подымет свое существо через знание и мудрость, приобретенные им таким образом. Миф также подчеркивает страдания, возникшие в результате этого [1].

Следует при этом заметить, что в Древности Змий, а также Дракон, никогда не рассматривался как Зло; Змий всегда рассматривался как божественный символ; он был всегда прообразом периодического Возрождения, Бессмертия и Времени [2].

Индийский философ-адвейтист Т. Субба Роу в своих лекциях о "Бхагават Гите" пишет:

"Фактически в Космосе имеются две противоборствующие силы. Одна – это Пракрити (материя), другая – Дайвипракрити, свет, нисходящий, отражение за отражением, до уровня самых низших организмов. Во всех тех религиях, где говорится о борьбе добрых и злых сил, на самом деле подразумеваются этот свет, который постоянно старается поднять человека с низшего уровня на высший план духовной жизни, и та, другая сила, находящаяся в Пракрити и постоянно ведущая дух в материальное существование. Эта концепция представляется основанием всех этих войн в небесах и всей борьбы между добрым и злым началами в Космосе" [4, с. 70].

В нашем изменчивом мире, мире беспрерывного взаимодействия все радости и красоты мира рождаются из противоречий, вся Вселенная существует благодаря равновесию антагонистических сил. Прогресс происходит благодаря непостоянству. Поскольку Дифференцированная Материя в Солнечной Системе существует в семи различных состояниях, то и способность восприятия тоже существует в семи различных аспектах, соответствующих семи состояниям Материи. Отсюда возникает относительность всех понятий в проявленном мире. Можно сказать, что человек действует на том или ином плане сознания в строгом соответствии со своим умственным и духовным состоянием. Соответственно и степень Добра и Зла на каждом плане проявления оценивается сознанием человека согласно уровню его развития. Добро на низшем плане может явиться Злом на высшем, и наоборот; они могут усиливаться либо ослабевать сообразно условиям, окружающим человека [2; 5].

Древние философы рассматривали Бытие во всех его формах как источник контрастов с самого Сотворения Мира, но верили они лишь в одну реальность – в вечное Бытие, в "причину, которая не имеет причин", из которой человек сам изгнал себя в мир форм. Ведь все, что имеет форму, было некогда создано и, значит, должно рано или поздно погибнуть, изменить форму. Следовательно, форма, как нечто временное, хотя и кажущееся постоянным, есть не более чем иллюзия, "майя", потому что вечность не имеет ни начала, ни конца. Для вечности любое существование конкретной формы проносится, так сказать, подобно мгновенной вспышке молнии [6].

Такое мировоззрение побуждает человека искать истинный смысл в проявлениях жизни. Восточный философ рассматривает свои временные и преходящие проявления в состояние майи поистине величайшим злом, но в то же время он осознает, что это естественный ход развития; это единственный путь, следуя которому, он может перейти от ограниченных и обусловленных жизней к жизни вечной, к тому абсолютному Бытию, которое так емко передается санскритским словом "Сат".

Восточная мудрость учит, что Дух в своем эволюционном продвижении должен пройти через тяжелое испытание инкарнацией и жизнью и принять крещение материей, чтобы обрести опыт и знание. Только после этого он сможет приобщиться к духовному крещению или самоосознанию, возвращающему его в исходное состояние божественности, прибавив к нему накопленный опыт, благодаря которому Дух получает новое качество – всеведение. Иными словами, Дух может вернуться в состояние изначальной гомогенности (однородности), только собрав плоды Кармы; лишь она (Карма) способна создать абсолютно сознательное божество, не более чем на одну ступень отстоящее от Абсолютного.

Мысль о том, что материя и ее изменчивые проявления есть источник всеобщего зла и скорби – очень древняя, хотя Гаутама Будда был первым, кто определенно ее выразил. Его усилия были направлены на то, чтобы освободить человечество от слишком сильной привязанности к жизни, являющейся основной причиной эгоизма, а значит – источником страданий и боли. Его учение показывает, что Зло присуще не материи, которая вечна, а иллюзиям, которые созданы ею. В то же время все это Зло не только неизбежно, но и необходимо. Ведь отличить Добро от Зла, Свет от Тьмы и оценить их по достоинству можно только путем сравнения [1].

Великий Учитель Будда говорит:

"...Из невежества происходит все зло. Из знания приходит прекращение всего этого множества несчастий... Невежество есть смерть и лишь знание дает бессмертие" [7, с. 224].

Действительно, именно невежество является основной причиной всех бед и зол на планете, и устранить их как фактор личной и общественной жизни можно лишь путем расширения или раскрытия сознания людей; осознанием смысла Бытия в целом и конкретной жизни каждого индивидуума.

Оккультная философия не признает ни Добра, ни Зла как независимо существующих в Природе; Природа лишена Добра и Зла; она лишь следует неизменным законам, давая жизнь и радость, или посылая страдания и смерть и разрушая созданное ею. Происхождение каждого большого или малого зла заключено в человеческом действии, в человеке, разум которого делает его свободным деятелем в Природе. В рассуждениях о происхождении и природе Зла в "Письмах Махатм" сказано:

"Оглянитесь кругом, и вы увидите "три отравы", неистовствующие в сердце человека: гнев, алчность, заблуждение и пять помрачений: зависть, страсть, колебание, лень и неверие, всегда мешающие ему разглядеть истину" [7, с. 185].

В непрекращающихся циклах человеческих воплощений Зло будет преобладать до тех пор, – сказано в "Тайной Доктрине", – пока человечество не будет искуплено истинным божественным Озарением, которое одно дает правильное познание вещей.

Вся философия проблемы Зла, как пишет Е.П.Б., зависит от правильного понимания строения Сущности Человека, божественного внутри животного, а также от правильного усвоения всей системы, как она представлена в "Тайной Доктрине", что касается до венца творения эволюции – Человека. Согласно оккультной науке, есть лишь один истинный человек, проходящий цикл жизни и бессмертный по сути, и это Манас – Высшее Эго, или перевоплощающийся Принцип в человеке. Именно в нем заключается наша настоящая Индивидуальность – "Безмолвный наблюдатель" и добровольная жертва, а наши различные Личности – только его маски. Наше перевоплощающееся Я в истоке своем было Богом, как и все первоначальные эманации Единого Неведомого Принципа, но с тех пор, как оно "пало в материю" с тем, чтобы пройти от начала и до конца весь цикл последовательных воплощений, оно уже "Странник", стремящийся вновь обрести на своем пути то, что он утратил. Эзотерическая философия также утверждает, что ни одна Сущность не может достичь состояния Нирваны или абсолютной чистоты, как только через эоны страданий и познавание Добра и Зла. Такова судьба человека – истинного Я, а не оболочки, которая носит имя Человек. Именно этот Человек должен стать победителем материи [2].

В каждой великой религии Древнего Мира, как пишет Е.П.Б. в "Тайной Доктрине", именно Логос-Демиург, или первая эманация Разума (Махата), ударяет, так сказать, основную ноту того, что может быть названо соотношением Индивидуальности и Личности в последующей схеме эволюции. Именно Логос показан в мистическом символизме космогонии как исполняющий две роли в драме Творения и Бытия – роль чисто человеческой Личности и божественных Воплощений, или Вселенского Духа, называемого гностиками Христом и Фраварши (или Феруэр). Каждое Небесное Существо имеет своего Фраварши, или Небесного Двойника; Фраварши – это внутренний бессмертный Человек, или же воплощающееся Эго; и это Эго существовало раньше физического тела и переживает все подобные тела, в которые ему приходится воплощаться.

Именно Логос в своем высшем аспекте, метафорически говоря, является ведущим маяком, который помогает человеку находить свой путь через рифы и отмели жизни, и "Противник" в своем низшем аспекте и оба эти аспекта отображены в нашем Эго. Ибо Логос проявляет себя как двуеродный Принцип Добра и Зла. Таким образом, эзотерическая философия доказывает, что Человек, воистину, есть проявленное Божество в его двух аспектах – Добра и Зла, ибо естество его тождественно Божественному Естеству [2; 8].

Следует отметить, что у всех народов древности все их Божества имели двойственный характер, состоящий из Света и Тени; все они были благожелательны и враждебны одновременно.

В "Тайной Доктрине" сказано:

"Все Семь изначальных Богов имели двоякое состояние: одно основное, другое вспомогательное. В основном состоянии они были Строителями, или Формовщиками, Охранителями и Правителями этого Мира; во вспомогательном же, облекаясь в видимую плоть, они нисходили на Землю и царствовали на ней как Цари и Наставники низших Множеств, кто еще раз воплотились на ней как люди" [2, с. 88].

Семь "Прародителей" или Праджапати, как пишет Е.П.Б., являются продвинувшимися Духами с другой и более низкой планеты, рожденные вновь на этой планете, и, в свою очередь, давшие жизнь в настоящем Круге настоящему Человечеству. Они есть Формовщики, или "Зодчие" Миров; они, метафорически говоря, есть "Падшие Ангелы" – истинные отображения "Вечной Мудрости" [2].

Согласно Архаическим Учениям, изложенным Е.П.Б., сказано:

"Семь Владык создали семь Человек: Трое Владык (Дхиан-Коганы или Питри) были святыми и благими, четверо других менее божественными и полны страстей... Чхая (отображения) Отцов были им подобны" [8, с. 268].

Это поясняет различия, наблюдаемые в человеческой природе, и эта природа подразделяется на семь степеней Добра и Зла. Семь вместилищ (форм) были готовы для обитания в них Монад при семи различных кармических условиях. На этом основании Комментарии объясняют легкое распространение Зла, как только человеческие формы сделались настоящими людьми.

"Тайная Доктрина" утверждает, что нисхождение "Богов" на Землю, которые воплотились в человечество, это и есть "Падение". Только однажды коснувшись этой планеты плотной Материи, белоснежные крылья, даже высочайшего ангела, не могут более оставаться незапятнанными. Падение всех Логосов и Демиургов из их первичного возвышенного положения имело во всех случаях одно и то же эзотерическое значение: проклятие, в его философском смысле рождения на этой Земле; что есть неизбежная ступень на Лестнице Космической Эволюции, высоко философский и целесообразный Кармический Закон, без которого присутствие Зла на Земле навсегда осталось бы скрытой тайной для понимания истинной философии. Каждый лучезарный Солнечный Бог древности – Величественное Божество днем и свой собственный Противник ночью, называемый Драконом Мудрости.

Символ "Дракона" имеет семеричное значение. Из этих значений высший тождественен с "Саморожденным" Логосом, а в наиболее земном применении термин этот прилагался к "Мудрым" людям. "Древний Дракон" был чистым Духом, прежде чем стал Материей, пассивным, прежде чем стал активным [2].

"Древний Дракон" и Сатана, ныне ставшие, по отдельности и коллективно, символом и теологическим термином "Падшего Ангела", не описаны в подобном аспекте как в древних трудах, так и в современной Каббале; все написанное в этих трудах относительно Сатаны, ясно показывает, что это "лицо" есть просто олицетворением абстрактного Зла, являющегося орудием Кармического Закона, или Кармы [2].

Наименование Сатана (по-еврейски Сатан означает "Противник") метафизически изображает обратный или противоположный полюс всего сущего в Природе; символ, противоположный Божественному символу; воображаемая Тень, которая делает для нас видимым беспредельный Свет Божественного. Сатана всегда существовал как "Противник", как противодействующая мощь, необходимая для равновесия и гармонии сущего в Природе, как Тень, необходимая для более яркого проявления Света, как Ночь для большего выявления Дня и как Холод для большей оценки Тепла.

Однородность едина и нераздельна. И если Разнородность, в своем дуалистическом аспекте, есть последствие Единой Абсолютной Однородности, ее раздвоенная тень или отражение, то тогда эта Божественная Однородность должна содержать в себе оба естества, как добра, так и зла [3; 8]. Е.П.Б. в "Тайной Доктрине" пишет:

"...это есть наша человеческая природа и сам человек, ибо сказано, что Сатана всегда близок и безвыходно переплетен с человеком. Вопрос лишь в том, насколько мощь эта латентна или активна в нас" [2, с. 42].

Согласно Древнему учению, все наши Расы произошли от Божественных Рас, каким бы именем последние не назывались; все они произошли от первоначальных Дхиан-Коганов Эзотерической Доктрины, или же от "Строителей", которые сначала появляются как Боги и Создатели; затем вливаются в нарождающегося человека и появляются, наконец, как "Божественные Цари и Правители" [8].

На протяжении первых двух с половиной Коренных Рас человек, согласно Оккультному Учению, был "Богом на Земле", павшим в материю, или зарождение, и принадлежал больше к метафизической, чем физической Природе. Люди в течение Первой и Второй Рас были бесполыми, эфирообразными, не имели Кама-Рупа и не обладали разумом, ибо они еще не вкусили "плода от Древа Познания". В то время обычная смерть не существовала, но лишь преображение, ибо люди не имели еще личности. Подобно Фениксу, первичный человек воскресал из своего старого тела в новом теле. Каждый раз и с каждым новым поколением он становился более плотным, физически более совершенным в соответствии с эволюционным законом, который есть закон Природы [2].

Организм человека приспосабливается в каждой Расе к окружающим его условиям. При этом Земля изменялась много раз в течение миллионов лет и, "сменив свою кожу", она имела каждый раз свое особое Человечество, уже приспособленное к тем атмосферическим и климатическим условиям, которые являлись следствием такого изменения [2; 8].

Из всех пяти до сих пор развившихся Рас Третья Раса является самой таинственной; она обнаруживает три различных деления физиологически и психически:

Самые первые: безгрешные.

Средняя часть: пробуждение к разумности.

Третья часть: определенно животная, то есть Манас подпадает искушениям Кама [8].

Третья Раса вначале была преимущественно светлою "Тенью Богов", по преданию, изгнанных на Землю после аллегорической войны в Небесах. Потомство ранних субрас было совершенно бесполо и даже бесформенно, но потомство последующих субрас рождалось уже андрогинным. Именно в Третьей Расе произошло разделение полов, и человечество из бесполого стало определенными гермафродитами, или двуполыми [8].

В "Тайной Доктрине" сказано:

"Начиная от сдвоенного принципа в едином, то есть андрогинного состояния, произошло разъединение двуеродного принципа, выявив два противоположения, назначение которых после этого стало навсегда заключаться в поисках воссоединения в первоначальном состоянии двуединства. Проклятие заключалось в следующем, именно: Природа, толкая к поискам, в то же время уклонялась от желаемого следствия созданием нового существа, не отвечающего этому воссоединению, или желаемому единству, благодаря чему естественное желание вернуть утерянное состояние постоянно подвергалось и подвергается и сейчас разочарованию. Именно благодаря этому мучительному процессу постоянного проклятия и живет Природа" [8, с. 272].

Люди Третьей Расы (которые разъединились) были "Богами" в силу своей духовности и чистоты. Они все еще чувствовали свое единство с Богом. Каждый сознавал, что по природе он Богочеловек, хотя и Животное в своем физическом Эго. Эти дети Неба и Земли при рождении были одарены Высшими Силами, создателями их Сущности. Они обладали необыкновенными способностями (моральными и физическими), приказывали Стихиям, читали будущее в Звездах. Их наука была врожденной. Это был "Золотой век" тех времен, век, когда "Боги ходили по Земле и свободно общались со смертными".

Так как "кожные покровы" людей уплотнились и они все более и более впадали в физический грех, то общение между физическим и эфирообразным Божественным Человеком прекратилось. Покров материи между двумя планами сделался слишком плотным, чтобы Внутренний человек мог проникать сквозь него. Тайны Небес и Земли, открытые Третьей Расе их Небесными Учителями в дни их чистоты, выродились в экзотерические религии среди масс; люди, потерявшие всякое право на то, чтобы считаться божественными, прибегли к поклонению тела, более того, к фаллическому культу. А ведь до тех пор они действительно были Богами, такими же чистыми и божественными, как и Прародители их: и Значение аллегорического "Змия" не относится к физиологическому "Падению" людей, но к приобретению ими Знания Добра и Зла, которое пришло к ним до их падения. Ведь в Библии сказано, что только после своего насильственного изгнания из Эдема "Адам познал свою жену Еву" [8].

Эзотерическое Учение говорит, что разъединение андрогинного состояния на мужчину и женщину было естественной закономерностью в эволюции и входило в программу Природы. Творческая способность в мужчине и женщине была даром Божественной Мудрости, но разъединенная Раса злоупотребила и унизила Тайну Жизни до пределов животности. Проклятие Кармы обрушилось на них не за их попытки к естественному сочетанию, как это делается всем животным миром, лишенным разума, в надлежащее к тому время года, но за злоупотребление творческою мощью, за осквернение божественного дара и растрачивание жизненной субстанции для личного удовлетворения, тем самым обратив священную тайну размножения в животное удовлетворение.

С тех пор не было больше "восшествия и сошествия, то есть беспрепятственного общения" между двумя Мирами. Эти два "Мира" означают, конечно, два плана Сознания [8].

Духовность и все божественные силы и свойства Дэва-Человека Третьей Расы сделались подслужебными новопробужденным физиологическим и психическим страстям физического человека вместо обратного явления. Святилище, предназначенное для пребывания Бога, было осквернено. В Комментарии IХ к "Тайной Доктрине" сказано:

"Человек был закончен лишь во время своего Третьего Цикла (Расы), продвигаясь к Четвертому. Люди стали "Богами" в Добре и Зле и ответственными, только когда две дуги встретились (по истечении трех с половиной Кругов, приближаясь к Пятой Расе). Они были сделаны такими благодаря Нирманакаям... осужденных вновь родиться на Земле... на высшей, восходящей дуге Земного Цикла" [8, с. 322].

Во второй половине Третьей Коренной Расы состоялось последнее преображение, давшее рождение человеку такому, каким он является сейчас. Это произошло приблизительно 18 миллионов лет тому назад. С тех пор циклы продвинули нас дальше на противоположной восходящей дуге уже несколько шагов по направлению к нашей "дематериализации" [8].

Согласно Архаическим Учениям, описанным во втором томе "Тайной Доктрины", утверждается следующее:

"Как только ментальный глаз человека раскрылся для познавания, Третья Раса почувствовала свое единство с вечно сущим, но также с вечно непостижимым и невидимым Всем, Единым Всемирным Божеством. Каждый, будучи одарен божественными силами и чувствуя в себе самом своего внутреннего Бога, сознавал, что по природе он Богочеловек, хотя и животное в своем физическом Эго. Борьба между этими двумя естествами началась с самого дня вкушения ими плода Древа Мудрости; борьба за жизнь между духовным и психическим, психическим и физическим. Те, кто победили низшие "принципы", усмирив свою плоть, присоединились к "Сынам Света"; те же, кто пали жертвою своих низших природ, стали рабами Материи. Они пали в борьбе смертной жизни с Жизнью Бессмертной и все павшие так стали семенем грядущих поколений атлантов" [8, с. 344].

В случае атлантов именно Духовное Существо согрешило, ибо элемент Духа в те дни был еще "главенствующим" принципом в человеке. Не может быть физического беззакония: тело просто безответственный орган, инструмент психического и духовного человека [8].

Таким образом, первые расы атлантов, рожденные на материке Лемурии, разделились на праведных и неправедных, на тех, кто поклонялся единому, невидимому Духу Природы, Луч которого человек чувствует в себе, – или пантеистов, и на тех, кто оказывал фанатичное поклонение Духам Земли, темным, космическим, антропоморфированным Силам, с которыми они заключили союз [8].

Каждый Круг, который проходит человечество, посвящен развитию. в нем определенного принципа и подготовки к освоению следующего, так как эти принципы развиваются поочередно, в надлежащей последовательности. Каждый Принцип в человеке имеет свой непосредственный источник в Природе великих Существ, которые соответственно снабжают нас невидимыми элементами в нас. Каждый Класс Создателей одаряет человека тем, что он может дать: один строит его внешнюю форму, другой дает ему свое естество, которое позднее становится Человеческим Высшим Я благодаря личным усилиям индивида. Там, где нет борьбы, там нет и заслуги [2].

На данном этапе эволюции, в Четвертом Круге, в котором мы сейчас находимся, развиты три низшие принципа (Стхулашарира, Лингашарира и Прана), которые полностью принадлежат Земле. Лишь в настоящем срединном Круге человек развивает в себе четвертый принцип (Кама), как приспособленный носитель для Пятого (Манаса). Можно сказать, что Кама является первым принципом, принадлежащим высшей Природе человека. Его санскритское название Кама-рупа переводится как "тело желания"; также логически обоснованным можно признать и название "животная душа". Этот принцип человека является вместилищем всех его животных желаний и страстей.

В начале человеческой эволюции желание является полным властелином и беспрестанно приводит человека к ошибочным действиям и страданиям, но также приобретению опыта. На этой ступени начинает появляться зародыш воли. В середине его эволюции желание и воля находятся в постоянном конфликте и победа оказывается то на стороне желания, то на стороне воли. В силу того, что человек обладает внутренней свободой, он вечно колеблется между противоположными полюсами – животным и божественным. Желание и страсти, по сути, двояки и могут быть могущественной силой, которая может устремляться как вверх, так и вниз. С одной стороны, они могут влиять на разум, определяя характер его деятельности и в то же время желания могут находиться под влиянием разума и совершенствоваться. Пока человек не приблизится к божественности, желание необходимо: оно становится лишь чище по мере того, как человек поднимается вверх [9].

Согласно учению "Тайной Доктрины", разум и сознание человека пробуждаются в нем лишь тогда, когда его четвертый принцип Кама созрел и закончен благодаря своему контакту с Камами или энергиями всех форм, через которые человек прошел в своих предыдущих трех Кругах. Разум двойственен по своему потенциалу: он и физичен и метафизичен. Высшая часть разума связана с Буддхи (шестым принципом) или Духовной Душой, низшая – с животной Душой, Кама. То, на каком "уровне" разума происходит мышление, определяется характером человека и его способностями, развившимися в предыдущей жизни [7; 1].

Современная наука, в подтверждение оккультной, установила, что мысль – это энергия. Эта энергия в своем действии приводит в движение атомы астральной атмосферы вокруг нас. Каждая мысль человека при выявлении переходит во внутренний мир и становится активной сущностью путем присоединения к элементалу – то есть к одной из полуразумных сил в царствах Природы. Она продолжает существовать как активная сущность – порожденное умом существо – больший или меньший период, пропорционально начальной интенсивности мозговой деятельности, породившей ее [7].

Мысль является самой могущественной силой, рождаемой Карму. Каждая мысль возникает прежде желания и соединена с этим желанием физически и ментально. Человек – это материализованная мысль; он есть то, что он думает. Чтобы изменить свою природу, он должен изменить способ мышления, перестать цепляться в своих мыслях за все иллюзорное и держаться за то, что вечно. Если бы люди смогли контролировать работу своего ума, они смогли бы контролировать не только свою природу, но и Природу, которой они окружены. Каждый человек постоянно заселяет свой поток в пространстве миром, наполненным порождениями его увлечений, желаний, импульсов и страстей. Ум, населенный злыми мыслями, действует как магнит, привлекающий подобные же мысли других людей, и таким образом усугубляется первоначальное Зло. Благие мысли могут помогать, поднимать, охранять; они могут излучаться каждым хорошим человеком на пользу всем [7].

Древние индийские учения базируются на ясном понимании, что каждый человек персонально ответственен перед Законом Возмездия за каждую мысль, слово и действие. Весь Космос построен Законом ответственности, или, как его чаще называют, Законом причины и следствия, или Законом Кармы. Карма есть Абсолютный и Вечный Закон в Проявленном Мире, рабыней которой является Природа. Нет такого места или такого существа во Вселенной, которое не подлежало бы воздействию Закона Кармы. Величайшие Умы воплощались на Земле, чтобы донести до человечества знание законов Природы.

Во всей теософской литературе, посвященной строению Космоса, присутствует идея, что Вселенная – это единое разумное целое; все происходящее в этом мире связано с предыдущей причиной и каждое следствие, в свою очередь, становится причиной и они устремляются по всему циклу. Страдания и наказания в этом эволюционном движении являются орудиями Кармы.

Одно из основополагающих утверждений восточных философских систем состоит в том, что следствие есть раскрытие причины во времени. Предмет, существующий в любой конкретный момент, должен был обязательно существовать ранее, в той или иной форме: причина и следствие различаются лишь по форме, но тождественны по сути. Процесс эволюции бесконечен, и последний принцип всегда должен выработать себя до первого, но на более высоком плане; символ эволюции – это вечно продвигающаяся спираль.

Буддизм учит, что ни одна "личность" – чистое сцепление материальных атомов и инстинктивных и ментальных свойств – не может сохраниться как таковая в мире чистого Духа. После каждой личности не остается ничего, кроме ею порожденных причин; причин, которые неразрушимы, то есть которые невозможно удалить из Вселенной, пока они не перейдут в свои законные следствия и, так сказать, не будут стерты ими. Следствие заложено в причине и Карма проявляет это если не в настоящей жизни, то в иной через новое тело, мозг и разум путем перевоплощения. Такое понимание многочисленных существований заставляет человека смотреть на земную жизнь как на арену опыта. Таким образом, шаг за шагом, после многих наказаний и страданий, на горьком опыте человек учится руководить своими импульсами, познавать те причины, которые он создает своими повседневными желаниями, мыслями и действиями. У него развивается способность заглядывать в прошлое и видеть в нем вызванные к жизни причины, последствия которых изживаются в настоящем. Он знает, что его будущее зависит от его собственных усилий; бесполезно сеять лень и надеяться пожать знания, сеять эгоизм и рассчитывать на любовь. Как сказал апостол Павел: "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет" [9].

Из глубинного осознания единства жизни происходит осознание ответственности каждого за всех и всех за каждого; такое представление делает человека свободным и ответственным творцом будущего. Мы связываем себя с другими, входя с ними в индивидуальные отношения, мы выковываем для себя цепи добрыми и злыми делами. Каждое действие есть звено в бесконечной цепи причин и "следствий". Наша невидимая связь со всеми другими тесна и неразрывна; и очищая себя, – мы тем самым очищаем других; поднимаясь сами, – мы поднимаем других. Именно такое понимание придает человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Люди, следующие заветам Великих Учителей религии, – платить добром за зло, тем самым погашают бессознательно Карму своей текущей жизни, которая иначе отозвалась бы в будущем.

Добром можно назвать все то, что соответствует божественной Воле, что помогает прогрессу Души и ведет к усилению высшей природы человека, к воспитанию и покорению его низшей природы. Злом же будет все то, что замедляет развитие, что удерживает Душу на низшей ступени и ведет к преобладанию низшей природы над высшей [9]. В одном из писем Махатм сказано:

"Земля есть поле битвы не только физических, но и нравственных сил, и неистовство животных страстей под воздействием грубых энергий низшей группы эфирных агентов всегда стремится подавить духовность. Что же еще можно ожидать от людей, столь тесно связанных с низшим царством, из которого они вышли?" [7, с. 39].

Как уже ранее говорилось, в период младенчества человеческой Души у человека не было понятия о Добре и Зле; праведного и грешного не существовало. Следовательно, прежде чем человек познал, в чем состоит Добро, он должен был узнать существование закона, а познать закон он мог лишь путем испытания, действует ли он в гармонии или в противоречии с законом, Природой. Закон Природы предполагает беспредельное развитие всех человеческих существ в направлении высших фаз существования. По мере их эволюционного продвижения, наделяя эти существа более совершенными способностями, Природа предоставляет каждому человеку все более определенные возможности выбора между добром и злом [10].

Можно сказать, что Первые Круги человеческой эволюции вообще не налагали на Индивидуальное Эго никакой ответственности. Но во второй половине великого эволюционного периода действуют уже иные принципы. Для того, чтобы вступить в новые фазы существования, оно должно приобрести некоторые собственные положительные качества и стать полностью ответственным существом.

В настоящее время наша цивилизация занята в основном материальным и интеллектуальным прогрессом. Интеллектуальные процессы не в состоянии помочь человечеству постичь Природу и величие духовного существования; совсем наоборот, ведь интеллект формируется физическими причинами, стремится к совершенствованию физического мозга и направлен исключительно на достижение физических результатов. Таким образом, вопрос о продолжении человеческого существования неизбежно сводится к вопросу о духовности, приходящей на смену материальности. В оккультном понимании духовность относится прежде всего к способности человеческого разума воспринимать знание – абсолютное знание – непосредственно из Первоисточника, минуя долгий путь логических рассуждений. По большому счету, процесс овладения собственной интуицией – это и есть оккультная наука в своем высшем аспекте, так как суть ее составляет развитие духовности. Итак, духовность не есть набожность; духовность – это мышление высшего порядка, познающее деятельность Природы посредством непосредственного слияния разума с ее высшими принципами [10].

Окончательный выбор между добром и злом, который человеческое Эго делает в ходе великой борьбы между духовностью и интеллектом, становится перед ним только по достижению финальной критической поворотной точки эволюционного развития человека. Основная борьба разворачивается в первой половине Пятого Круга. До этого времени нормальное течение жизни может быть либо хорошей, либо плохой подготовкой к этой борьбе. В более глубоком смысле это относится к разделению человечества в середине великого Пятого Круга: тем, чье индивидуальное Эго абсолютно бездуховно, предстоит исчезнуть, а прочим – обрести бессмертие. В мире душ существуют два полюса, и между этими полюсами "просто существует", не оставляя следа, часть человечества. Такой же смысл содержит изречение из Откровения:

"О, если бы ты был холоден, или горяч! – говорит видение св. Иоанну. – Но, так как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" [7, с. 331].

Жара и холод суть два "полюса", то есть добро и зло, дух и материя. Природа извергает "теплого". Это нормальный, закономерный путь, предписанный человеку Природой. И как многим зернам по тем или иным причинам не удается исполнить свою миссию (прорасти), так и многим человеческим Эго не удается благополучно пройти через все испытания Пятого Круга. Махатма К.Х. писал:

"Мир двигается и живет под тенью смертоносного ядовитого дерева зла; все же капающий из него яд опасен и может действовать только на тех, чья высшая и средняя натуры настолько же восприимчивы к заразе, сколько и их низшая натура. Ядовитое семя этого дерева может прорастать только в хорошо подготовленной, восприимчивой почве" [7, с. 601].

До тех пор, пока человек не поймет всего величия своего происхождения, что он есть бессмертная частица Божественного Я, меняющая свои формы, и не осознает великую истину, что человек сам свой спаситель и свой разрушитель, что лишь сам он создатель причин и следствий, до тех пор человек будет породителем зла и страданий. Ясное понимание того, что "человечество есть строитель своей судьбы", заставит акцентировать внимание на глубоком осознании того, что каждая отдельная жизнь должна участвовать в общей жизни как ее ответственная часть.

В Древних Учениях сказано, что когда наша раса – пятая – достигнет своего зенита физического и умственного развития и не в состоянии будет подниматься выше в своем цикле, ее прогресс по направлению абсолютного зла будет остановлен так же, как и ее предшественники лемурийцы и атланты, люди третьей и четвертой рас были остановлены одной из катаклизмических перемен. Таким образом, Коренной расе, ее субрасам и ответвлениям не разрешается Единым Правящим Законом захватывать знание и силы, накопленные для рас или субрас, следующих за ней. Сказано:

"Ты не будешь вкушать плод от древа знания добра и зла, растущего для твоих наследников" [7, с. 349].

Шестая раса человечества будет обладать совершенством формы, наряду с высшим разумом и духовностью. А в Пятом Круге совершенно развившемуся разуму (интеллекту), в который переместится человеческое Эго, предстоит слиться с шестым принципом – духовностью. Ибо один интеллект, сам по себе, сопровождается гордыней и эгоизмом; именно интеллект плюс духовность возвышают человека [3].

Все великие религии внушали великую истину, что человек должен полностью посвятить себя единому Логосу, который лишь один может провести его по истинному нравственному пути и даст ему возможность подниматься все выше и выше и самому стать источником духовного просвещения будущих поколений. Все понимаемое как великое, доброе, благородное, должно рассматриваться как имеющее в себе энергию, мудрость и свет Логоса, поскольку Логос – это единый источник энергии, мудрости и духовного просвещения; а все, что устремляет к физической, материальной жизни и способствует духовной деградации, происходит от Пракрити (Материи). Только Логос может помочь человеку постичь скрытые законы Природы и, познавая их, строить свою жизнь в соответствии с ними, поможет развитию в нем потенциальных возможностей до божественного совершенства.

Борьба за жизнь между духовным и психическим, психическим и физическим началась с самого дня вкушения человеком Древа Мудрости. Это была великая Битва между Добром и Злом за превосходство божественных Сил над низшими земными. Это есть символическое представление великой борьбы между Божественной Мудростью и ее Земным Отображением, или между Духом и Душою, на Небе и на Земле. На Небе – потому что божественная Монада добровольно изгнала себя оттуда, чтобы спуститься для воплощения на низший план и таким образом преобразить животного из праха в бессмертного [8].

Знаменитый американский философ Ральф Уолдо Эмерсон в первой половине ХIХ ст. писал, что на первый взгляд все в мире ухудшается, обуславливает всеобщий упадок духа: мошенники возвышаются, побеждая справедливых, достойных людей. Но дело общей справедливости продвигается вперед благодаря не только великомученикам, но и плутам. Хотя в каждом эпизоде политической борьбы торжествуют мошенники и хотя общество кажется переходящим из рук одной группы преступников в руки другой шайки при любой смене власти, и путь, пройденный цивилизациями, представляет собой сплошную вереницу уголовных преступлений, общие цели каким-то образом все же достигаются. Как же это происходит? Оказывается, все эти атомы добра и зла, из коих состоит ткань истории, влекомы великой и благородной направляющей силой, побуждающей нас безостановочно двигаться вперед, не взирая на постоянное торжество зла на отдельных отрезках истории [11].

 

Список использованной литературы

1. Блаватская Е.П. Избранные статьи. – М.: Новый Акрополь, 1994. – 160 с.

2. Блаватская Е.П. Тайная доктрина: В 2-х т., 4-х кн. – Т. 2, кн. 2. – Мн.: Маст. лит., 1994. – 462 с.

3. Блаватская Е.П. Тайная доктрина: В 2-х т., 4-х кн. – Т. 1, кн. 2. – Мн.: Маст. лит., 1993. – 479 с.

4. Субба Роу. Философия Бхагавад Гиты. – К.: Арктур-А, 2001. – 112 с.

5. Блаватская Е.П. Ключ к теософии. – М.: ЭКСМО, 2011. – 464 с.

6. Синнет А.П. Оккультный мир. – М.: Изд-во Духовной Лит-ры "Сфера", 2000. – 240 с.

7. Письма Махатм. – Самара, 1993. – 717 с.

8. Блаватская Е.П. Тайная доктрина: В 2-х т., 4-х кн. – Т. 2, кн. 1. – Мн.: Маст. лит., 1994. – 574 с.

9. Безант А. Братство религий. – М.: Изд-во АСТ, 2004. – 634 с.

10. Синнет А.П. Эзотерический буддизм. – М.: Изд-во Духовной Литературы, 2001. – 304 с.

11. Покровский Никита. Ральф Уолдо Эмерсон. В поисках своей Вселенной. – М.: Сфера, 1995. – 540 с.

Автор:  Ольга Федун, Киев