ТЕОСОФСЬКЕ ТОВАРИСТВО В УКРАЇНІ

Одеське відділення

Очищение ума. Хазрат Инаят Хан

Подготовила Лавренко Г.И.

Сегодня мы поговорим с вами о приближении к духовности с помощью очищения ума. Цель жизни – это пробуждение Духа, что является тайной причиной создания всей Вселенной. Наше  физическое тело – это священный Храм Господа .  « Бог дал человеку лучшие человеческие свойства: доброту, благодарность, верность, справедливость, скромность, благочестие, сочувствие и уважение к ближним, храбрость, терпение, любовь, знание и мудрость.  Это явный признак того, что человек – истинная цель творения и возлюбленный Господа»

Однако не всегда человек обладает всеми качествами, которыми наградил его Господь. Но наша цель приблизить к себе эти качества и жить в них. А для этого нужно развиваться духовно. И вот одно из этих развитий является «очищение ума». Для этого не обязательно творить чудеса; видеть необыкновенные вещи, удивительные явления. Нужно просто быть естественным. Когда человек рождается на Земле, душа его не совершенна и приходя к совершенству, душа развивается естественным образом.  Переход  от  несовершенства к совершенству, это и есть цель и радость жизни. Для этого был создан этот мир.

Здоровье и духовность это так же естественное состояние. Но стоит только поддаться какому ни будь загрязнению, как тут же появляется заболевание.  Здоровье является раем, а его отсутствие адом. Здоровье – это добродетель, а болезнь – это грех. Это говорит о том, что необходимо содержать в чистоте не только тело, но и Ум. И ум содержать и очищать еще в большей степени, т.к. это загрязнение происходит на ментальном уровне. Нужно настроить наши умы на накопление всего благого и красивого. При таком накоплении мы разочаровываемся и в то же время, если мы продолжаем творить благое и красивое, то мы обязательно придём к совершенству.  И когда человек достигнет этой точки, он возложит свою руку на  благо, даже если оно было укрыто тысячью  покровов, ибо он искал благое и притягивал его.

И так, тому кто занимается развитием очищения ума, возможно, придется переносить некоторые неудачи, приносить небольшие жертвы, но все это лишь процесс на пути к совершенству. И это того стоит.

Ведь ум – это хранилище всех знаний, которые человек собрал по средствам любого из пяти чувств. Каждый звук услышанный, каждый образ увиденный, свет души отраженный сердцем – все это запечатлевается в уме. Но для духовного развития нужно чтобы ум был чист. Для этого существует три различных способа: успокоение ума, правильное дыхание, правильное отношение к жизни. Начнем по порядку, что такое успокоение ума? Когда ум сильно активный, мысли перескакивают с места на место, не давая человеку сосредоточиться на чем-то определенном, происходит загрязнение ума. Такое состояние очень утомительно, человек раздражается, происходит нервозность в теле. Ведь ум как водоем, когда вода в водоеме спокойная отражение ясное. Но стоит только всколыхнуть воду, отражение начинает менять свою форму, превращаясь в  бесформенную видимость. То же самое происходит и с умом. Но только стоит успокоить ум, привести в порядок, так тут же вырисовывается нужная картинка. Такое спокойное состояние ума достигается практикой физического покоя. То есть сидение в определенной позе. Причем у каждой профессии  есть определенная поза, и каждый способ сидения приводит к точному результату. Этот способ проверен в течение нескольких тысяч лет. Есть позы воина, ученика, медитирующего. Поза бизнесмена, рабочего, юриста, судьи, изобретателя и т.д. главное нужно найти ту позу, при которой изменяется склад ума человека.

Второй способ, правильное дыхание.

То есть направить ум на ваше дыхание. Для этого нужно выбрать удобное место с чистым окружением, спокойно сесть. Принять позу, которая удобна и комфортна для вашего тела. Закройте глаза и наблюдайте, что в вас происходит. В ходе того как ваш ум наблюдает за дыханием, он будет постепенно к дыханию приближаться. Расслабьте свой ум путем переноса в сердечный центр. Призовите его сюда. Пусть он наблюдает за движением дыхания. Дыхание должно быть ровное, ритмичное, регулярное. Правильный способ дыхания – это подобно пылесосу, который высасывает всю «пыль» из ума и выбрасывает ее вон. С помощью правильного дыхания в сочетании с позой сидения, ум успокаивается и происходит его очищение. Эти два способа действуют вместе.

О третьем способе нужно поговорить подробнее. Так как этот путь основывается на правильном отношении к жизни. Человек может дышать и сидеть в молчании в тысячах поз, но если он не имеет правильного отношения к жизни, он никогда не будет развиваться. Это принципиальная вещь.

Для начала мы возьмем поговорку, не суди да не судимым будешь. Очень часто, совершая ошибки, мы их оправдываем. Но видя эти же ошибки у другого человека, мы его осуждаем. Это же относится и к недостаткам в характере, поведении. Очень легко осудить других и очень легко сделать один шаг и не возлюбить и совсем не трудно сделать еще один шаг и возненавидеть других людей. И поступая так, мы не думаем, что делаем что- то неправильно. Хотя именно это все дурное накапливается внутри нас. Но мы видим его в других людях.

Ничего удивительного нет в том, что один человек говорит: «Все, что я вижу в этом мире – я люблю, не смотря на борьбу, боль и трудности. Все это стоит того».  Другой же человек говорит; «Все это печально, жизнь безобразна, в этом мире нет ни крупицы красоты». Каждый человек прав по своему. Они оба искренни и высказывают свою точку зрения. Но, так как они смотрят на мир по- разному, - этим они отличаются друг от друга. Один извлекает для себя пользу из видения красоты, а другой, не видя красоты, недооценивает жизнь.

Следовательно, из-за неправильного отношения к жизни, человек накапливает в своем уме нежелательные впечатления. Он делается все больше и больше несовершенным и затем все это становится его «миром». Ум превращается в губку, наполненную неприятными впечатлениями. Вот тогда-то человек и испускает из себя все нежелательное. Никто не может говорить плохо о другом, не имея этого плохого в себе. Поскольку, говорящий плохо о другом, - плох сам. Тем более, что мнение может в корне поменяться через месяц, через год, через какое-то определенное время. Таким образом, очищению ума необходимо учиться в своей повседневной жизни, пытаясь рассматривать вещи с симпатией, благожелательно. Смотреть на других людей так, как мы смотрим на себя.

Отсюда вывод – очищение ума означает очищение от всех нежелательных впечатлений. Необходимо достичь той стадии, когда человек не видит недостатков не только в другом человеке или вещи, но так же и у себя. Для того, чтобы злобы не было, нужно ум держать в божественной сфере, то есть думать о хорошем.

И такой метод совершенствования существует. Называется он разобучение. Первый шаг – это необходимая способность смотреть на окружающее с точки зрения другого человека. По мере того, как человек становится более многосторонним, а приходящее к нему понимание более полным, он все яснее и яснее видит правоту каждой точки зрения. И тогда его осознание становится таким же большим, как сознание двух людей. Подобным образом оно может расшириться до сознания тысячи людей, если человек приучает себя и старается видеть то, что думают другие люди.

Следующий шаг – это способность видеть правильное в неправильном и неправильное в правильном, плохое в хорошем и хорошее в плохом, приобретение в потере и потерю в приобретении, удовольствие в боли и боль в удовольствии. Эти противоположности всегда блокируют ум и должны быть удалены при помощи видения их обратной стороны. Тогда можно видеть врага в друге и друга во враге. Это трудная задача, но когда она решена – человек поднимается над добром и злом.

Следующая ступень правильного отношения к жизни – это отождествление себя с тем, чем мы не являемся. Очень часто люди держатся за болезнь, от которой могли бы избавиться. Те люди, которые чувствуют себя несчастными, притягивают несчастья. Они есть свое собственное несчастье. И это не то чтобы неудача была в них заинтересована, они сами заинтересованы в ней. Беда не выбирает людей, люди выбирают ее. Они удерживают такую мысль и эта мысль становится их собственной. А мы знаем, что каждая мысль материализуется, если она навязчива. Когда человек убежден, что он катится вниз – его мысль помогает ему падать. Отсюда вывод – люди могут быть здоровы телом, но не умом. Следовательно, нужно обладать способностью отождествлять себя с кем-то или чем-то другим (более лучшим, совершенным). Например, …

Следующий шаг заключается в освобождении от формы и осмыслении абстрактного. Целью является обрести способность размышлять над идеей без формы. Например, если мы хотя бы раз увидели или услышали какого-то человека или предмет, то в следующий раз столько назвать это и мы сразу же его представляем. То есть создается стереотип формы. От этого нужно освобождаться. И достигается это освобождение только благодаря концентрации или медитации. Это не очень легкий путь. С этой целью детям рекомендуется давать не готовые игрушки, а детали, из которых могла бы сложиться та или иная игрушка. Например, девочкам дают лоскутки, вату, нитки, ленты. Она сама свяжет себе куклу такую, какая ей привиделась в концентрации, когда она ее связывала. Очень удобный конструктор «Лего», где, размышляя над бесформенным предметом, при помощи концентрации и медитации достигается цель. Такое очищение является наиболее удовлетворительным.

Следующий способ очищения ума заключается в способности давать отдых своему уму. Как мы знаем, ум работает гораздо быстрее, чем тело. Однако, тело после труда требует отдыха, ум же нуждается в большем отдыхе, т.к. он устает значительно больше, чем тело. Даже вовремя сна, когда тело отдыхает, ум продолжает работать. Он следует за впечатлениями прожитого дня. Чтобы достичь очищения, нужно расслабить тело. Расслабив мускулатуру и нервную систему, ум автоматически освежается. Кроме того, с помощью силы воли отбросить тревогу, сомнения и страхи. Привести себя в спокойное состояние. Такая воля достигается при помощи правильного дыхания. Благодаря такому очищению, производится великий магнетизм. Например, если в обществе присутствует человек, чей ум беспокоен, он становится источником беспокойства для окружающих. У него отсутствует притяжение спокойствия и его беспокойство выливается в атмосферу, что приводит к тяжести и дискомфорту окружающих. От таких людей все быстро устают и они становятся неприятными. И наоборот, если человек обладает магнетизмом спокойствия, к нему люди тянутся с симпатией. Таким образом, мы рассмотрели разобучения для достижения духовности.

Кульминацией духовного достижения является развитие сердечного качества. Прежде всего разберем различие между тонким и грубым. В Библии есть строка: «Дух – животворит, плоти ни пользуется нимало». И так, то, что мы называем живым, является тонким, нежным (Дух животворит), а то, что грубое – это плотное, мертвое. Мы знаем, что был Золотой, Серебряный, Медный и Железный век. Мы живем в самом грубом, Железном веке, поэтому все, что нас окружает, да и мы сами,  все – грубое и плотное. И это произошло в следствие гравитации. Когда сознание погружено в грубую материю, тогда человек притягивается к земле. Когда сознание высвобождается из грубой материи, оно возносится к Небесам. Две или три тысячи лет назад люди тоже были грубыми, но их восприятие жизни были гораздо яснее и утонченнее, чем у нас сегодня. Люди были более пластичны, чем мы.

 При изучении древних языков, можно обратить внимание на то, как давалось объяснение вещам, и, сравнивая их и нас, создается такое впечатление, что мы движемся от плохого к худшему. И становимся с каждым днем грубее. Таким образом, для достижения духовности огромную важность представляет развитие тонкого восприятия.

Истинно духовный человек должен обладать интеллектом, подобным воде, а не скале. Интеллектом, пребывающем в движении, не грубым и не плотным. Это хорошо видно в двух областях переживания. Одна область – это чувства. Испытывая чувства, не обязательно быть счастливым. Это – удовольствие. Оно может дать  миг видимого счастья, но это лишь намек на него.

Вторая область переживания – это экзальтация. Экзальтация – это восторженное, возбужденное состояние, когда душа по каналу соединяет физическое тело с источником. В Библии говорится: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Здесь дается намек на высочайшую экзальтацию. Многие люди могут говорить, что человек не может быть таким совершенным, но знающие и видящие люди во все времена понимали, что есть стадия состояния, когда человек чувствует, что он выше ограничений жизни, и что ему дается та сила, тот покой, та свобода, тот свет и та жизнь, которые принадлежат источнику всего Сущего. Иными словами, в момент высочайшей экзальтации, человек становится единым с первопричиной всего Сущего, он как бы растворяется в ней.

Различные степени экзальтации могут вызвать хорошая музыка, живопись, чтение прекрасной поэмы… все это раскрывает закупорки. Тонкие нервные клетки освобождаются и тело пребывает в расслаблении.

Более высокий аспект экзальтации – это нравственная экзальтация. Когда нам стыдно за причиненную кому-то неприятность, когда мы просим прощения и смиряем себя перед тем, по отношению к кому мы вели себя необдуманно. Тогда мы смиряем нашу гордыню.

Эти же чувства экзальтации мы испытываем, когда ощущаем глубокую благодарность к человеку, сделавшему для нас что-то; когда мы чувствуем любовь, сострадание, преданность, которые кажутся бесконечными и столь сильными, что наше сердце не может их вместить; когда мы испытываем такую жалость к человеку, что забываем самих себя; когда мы находим абсолютное счастье в смиренном служении нуждающемуся; когда мы произносим молитву, приходящую из самой глубины сердца; когда мы осознаем свою ограниченность и ничтожество в сравнении с величием Господа. Все эти переживания возвышают человека. В эти моменты мы находимся в ином мире, не на Земле.

Экзальтация – это очищающий процесс. Одно ее мгновение может стереть грехи многих лет. Когда мы сострадаем другому человеку и из наших глаз льются слезы, это и есть духовное омовение в Ганге, как говорят индусы.

 

Подготовила Лавренко Г.И.