ТЕОСОФСЬКЕ ТОВАРИСТВО В УКРАЇНІ

Одеське відділення

Мультивселенная и Абсолют

Автор:  Р. Карсон
Перевод Наталии Березанской
(взято с сайта:http://theosophy.in.ua/ )
Теософия утверждает принцип, под названием «Абсолют», который так абстрактен и настолько превыше всех свойств, что его вряд ли можно описать. От этого Абсолюта, появля-ются или исходят многочисленные вселенные. Этот Абсолют соответствует исключительно индусскому Браме, или Парабраме, это фундаментальное понятие в Веданте и Эйн-Соф в Каб-бале. Сейчас некоторые физики пытаются описать «вакуум» или «ничто» из которого появля-ются многочисленные вселенные. Они предлагают образ пузырей, появляющихся в кипятке.  Эта концепция была несомненно за пределами науки 1888, когда Блаватская издала Тайную Доктрину (ТД). Поражает, что эта самая абстрактная концепция ТД сейчас кладется в основу похожей формы наукой 20-го столетия.  

Теософский взгляд на «Абсолют»

Теософия постулирует принцип, под названием «Абсолют». Блаватская определяет его, как: «Вездесущий, Вечный, Беспредельный и Непреложный ПРИНЦИП, о котором никакие рас-суждения невозможны, ибо он превышает мощь человеческого познания и может быть лишь умален человеческими выражениями и уподоблениями. Он вне предела и достижения мысли и, согласно словам Mândûkya [один из разделов Упанишад] – «Немыслим и Несказуем» (ТД, т.1, с.46*).

Уильям Джадж предоставляет ещё одно объяснение Абсолюта – ссылаясь на него, как на «непознаваемый»: Теософия постулирует вечный принцип, называемый неизвестным, который никогда не может быть познан кроме через его проявления. Этот вечный принцип находится внутри и является каждой вещью и существом; он периодически и вечно проявляется и снова удаляется из проявления. В этом приливе и отливе эволюция возобновляется и сама прогресси-рует через эманации. Воспринимаемая вселенная – манифестация этого непознаваемого, вклю-чая дух и материю, ибо теософия считает, что они оба два противоположных полюса этого не-известного принципа (Общие положения теософии).

Блаватская предоставляет объяснение Абсолюта, которое показывает соответствие между учением ТД и некоторыми теориями современной физики. В этом примечании есть две «вещи», которые она описывает: а) «Вселенная в целом» и б) «бесчисленные Вселенные», связанные со «Вселенной в целом».

Далее, Тайная Доктрина утверждает: «Вечность Вселенной в целом, как беспредельный план (проекция); периодически – «ристалище бесчисленных Миров, беспрестанно проявляющихся и исчезающих», называемых «Проявляющимися Звездами» и «Искрами Вечности». «Вечность Странника подобна мгновению Ока Само-Существования, так говорит Книга Дзиан. «Появле-ние и исчезновение Миров, подобно правильному возвращению прилива и отлива» (ТД, т.1, с.48) (Смотрите также Часть II, «Дни и Ночи брамы»).

Взгляд науки на мультивселенную

Некоторые ученые кладут в основу множественные вселенные. Мультивселенная содержит индивидуальные одиночные вселенные подобно кипятку с пузырями.

Самая простая аналогия – кипяток, который является квантовым эффектом. Очень маленькие пузыри постоянно возникают в воде, а затем очень быстро расширяются. Если мы рассматрива-ем вселенную в виде пузыря, то мы видим, что эта наша вселенная сосуществует с морем дру-гих пузырей. Наша вселенная, тогда, возможно, является ничем иным как квантовым пузырем, результатом квантового колебания в бесконечной океанской пене вселенных. В этом бесконеч-ном океане, под названием мультивселенная, вакуум постоянно порождает новые вселенные. В этой картине Большие Взрывы постоянно имеют место, каждый представляет квантовое коле-бание в вакууме (что случилось перед Большим Взрывом – самая последняя «всеобщая теория» предполагает, что наша вселенная – одна из многих вселенных, существующей во множестве вселенных по Мичио Каку (журнал «Астрономия», 1996, май, с.34)).

Итак, сейчас есть точная параллель между комбинацией индивидуальных вселенных и мно-жеством вселенных науки и комбинацией индивидуальных вселенных и «Вселенной в целом» теософии.

Чтобы оценить это в некоторой перспективе, вообразим, насколько превосходит эта идея мыслителей ее времени, когда она написала об этом в 1888г. В то время наука еще не принима-ла возможность вселенной, расширяющейся и возможно сжимающейся.

В приведённой выше цитате Каку, основа названа «вакуумом». В следующей цитате она называется «Океан космического ничто».

Это новое представление о космологии создает новый виток религиозной мифологии. В теологии, большинство мифов по поводу происхождения вселенной основываются на одном из двух: иудео-христианский миф происхождения, который описывает определенный момент, называемый творением, или индусско-буддистский миф о нирване, который описывает беско-нечную вселенную, которая не имеет никакого начала во времени или пространстве. В этом новом представлении, мы комбинируем эти два мифа в одной последовательной картине: Мы имеем постоянное возникновение, или кипящие вселенные, в океане космического ничто или Нирваны (там же с. 38).

В следующей цитате Блаватская ссылается в одном коротком параграфе как на «вакуум», так и на «великое ничто» («Эйн-Соф», на который она ссылается, – понятие каббалы, не подразу-мевающее буквально «никакой вещи», и рассматривается как соответствие Абсолюту).

«Природа отвергает Пустоту», говорили перипатетики, которые, будучи по своему материа-листами, все же, может быть, понимали, почему Демокрит и его учитель Левкипп учили, что первичными Началами всех вещей, содержащихся во Вселенной, были Атомы и Пустота. По-следняя означает просто скрытую Силу или Божество, которое до своего первого проявления – когда оно стало Волею, сообщившей первый импульс этим Атомам – было Великим Ничем, Эйн-Софом или He-Вещественностью, а потому для всех чувств Пустотой или Хаосом» (ТД, т.1, с.282).

Так Блаватская и наука сейчас используют те же термины, обсуждая Абсолют.

Блаватская говорит «Современная наука с каждым днем все более втягивается в Мальстрем Оккультизма; бессознательно, без сомнения, но все же весьма ощутимо» (ТД, т.1, с.123). Сейчас – много дней позже – физики обращаются к оккультизму для «удобства», так как они сталкива-ются с трудными метафизическими вопросами. 

Я был однажды вовлечен в дискуссию с лауреатом нобелевской Премии Стивом Вейнбер-гом. Когда я упомянул про представление о миллионах Больших взрывов, постоянно появляю-щихся из ничего, Вейнберг сказал, «Я нахожу это привлекательной картиной и об этом, конеч-но, стоит подумать более серьезно. Важно, что не было начала; что были во всё возрастающей степени Большие взрывы, таким образом, многочисленные вселенные возникают всегда – не придется столкнуться с этим вопросом только перед Большим взрывом. Мультивселенная была здесь все это время. Я нахожу, что это убедительная картина».

 Больше деталей теософских взглядов на вселенные

Ответы на некоторые вопросы, возможно, не кажутся абсолютно ясными. Состояние «Все-ленной в целом», о которой говорилось выше, действительно направляется чем-то большим, чем эта одна вселенная? Может быть, теософия заявляет, что только одна вселенная существует и что она появляется и исчезает? Эти вопросы получили убедительные ответы в важном отрыв-ке по теме: 

 Лучшее метафизическое определение древней теологии в духе ведантистов может быть  найдено в «Комментариях к Бхагавад-Гите» г-на T.Субба Роу (см. «Теософ», февраль, 1887). Парабраман [Абсолют] – неизвестный и непознаваемый, так лектор [T.Субба Роу] рассказывает своей аудитории:

 « ... – ни Эго, он – ни не-эго, он – не сознание ... он – даже не Атма» ... «но хотя он сам по себе не объект знания, он всё же способен поддерживать и давать начало объекту каждого вида и каждого рода существование, которое становится объектом познания. Он – та сущность, из которого начинается в существование центр энергии ...», который он называет Логосом.

Этот Логос – Сабда Браман индусов, которого он не будет даже называть Ишварой («Влады-ка», Бог), чтобы термин не создавал замешательство в умах людей. Но это – Авалокитешвара индусов, Слово христиан в его реальном тайном значении, а не в богословском искажении.

«Он есть», - он говорит, - «Это есть первый Джната или Эго в Космосе, и всякое другое Эго... есть лишь отражение и проявление его... Во время Пралайи Он существует в скрытом со-стоянии в лоне Парабрамана... (Во время Манвантары), он имеет присущее ему сознание и свою индивидуальность... (Он есть центр энергии, но) подобные центры энергии почти бесчисленны в лоне Парабрамана. Не следует думать, что (даже) этот Логос (есть Создатель или, что он) лишь единственный центр энергии... число их почти бесконечно... (Это) есть первое Эго, появляю-щееся в Космосе, и есть конец всей эволюции. (Это есть абстрактное Эго)... Он первое проявле-ние или аспект) Парабрамана... (ТД, т.1, с.349).

Наряду с тем, что появляющиеся сходства между наукой и Теософией, декларируются голо-сами миллиарда последователей – есть все еще существенные отличия. Одно из отличий то, что Теософия делает определенное утверждение о вселенных, появляющихся в бесконечных сериях, – одна манифестация вселенной приводит к последующей манифестации вселенной.

В ознаменование активного периода, говорит Тайная Доктрина, расширение этой Боже-ственной сущности изнутри вовне, происходит согласно вечного и неизменного закона, и фе-номенальная или видимая вселенная – последний результат длинной цепи космических сил, которые тем самым неуклонно приводятся в действие. Подобным образом, когда пассивное условие возобновлено, сжатие Божественной сущности имеет место, и предыдущая работа со-здания  постепенно и неуклонно разрушается. Видимая вселенная становится дезинтегрирован-ной, её материал рассеивается; и остаётся только один отшельник «темноты», потомство еще раз стоит перед лицом «глуби». Чтобы использовать метафору из Тайных Книг, которые будут сопровождать идею еще более ясно, выдох «неизвестной сущности» производит мир; и вдох заставляет его исчезнуть. Этот процесс продолжается вечно, и наша настоящая вселенная есть одна из бесконечных серий, которые не имели начала и не будут иметь конца. 

 Станцы Дзиан

(В ТД Блаватская цитирует Станцы Дзиан – глубоко мистичные и поэтические описания эзотерической истины. Ее комментарии на эти станцы создают структуру для значимых частей ТД. Тем не менее эти станцы – не обычный материал для новичка в теософии, некоторые из них имеют отношение к теме для обсуждения и включаются для тех, кто хотел бы продолжить чте-ние).

Наука и теософия также отличаются во взглядах на причину и процесс происхождения этих вселенных, и разницу не следует минимизировать в желании найти соответствие между этими двумя точками зрения.

Наука говорит, что причина появления вселенной – случайное квантовое колебание. Вопрос причины остается. Относительно процесса, наука рассматривает вселенную, расширяющуюся быстрее, чем скорость света за очень маленькую частицу секунды в её самом начале возникно-вения, – называемой инфляционной моделью. Теософия, напротив, имеет  более метафизичный взгляд как на причину, так и процесс. Здесь два стиха из Станцы I, с комментариями Блават-ской, которые показывают значительную разницу:

 (ТД, т.1., с.67-68) 7. ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ИСЧЕЗЛИ (а); БЫВШЕЕ ВИДИМОЕ И СУЩЕЕ НЕВИДИМОЕ ПОКОИЛИСЬ В ВЕЧНОСТИ НЕ-БЫТИЯ – ЕДИНОМ БЫТИИ (b).

(а) «Причины Существования» означают не только физические причины, известные науке, но и метафизические причины, из которых главной является желание существовать, следствие Нидан и Майи. Желание сознательной жизни выявляется во всем, от атома до солнца, и есть отражение Божественной Мысли, устремленной к объективному существованию, к закону, чтобы Вселенная существовала. Согласно Эзотерическому Учению, истинная причина этого предполагаемого желания, так же как и всего существования, останется навсегда скрытой, и ее первые эманации являются самыми совершенными абстракциями, которые только может пред-ставить себе ум. Эти абстракции, в силу необходимости, должны быть предпосланы, как при-чина Материальной Вселенной, которая представляется чувствам и рассудку, и должны лежать в основании второстепенных и подчиненных сил Природы, очеловеченных и почитаемых, как «Бог» и «Боги», народными массами всех времен. Невозможно представить себе что-либо, не имеющее причины; подобная попытка приводит ум к пределу сознания. В действительности, это и есть состояние, к которому ум должен, в конце концов, прийти, когда мы пытаемся про-следить в обратном порядке цепь причин и следствий; но наука и религия, обе приходят скорее, нежели следует, к этой границе сознания, ибо они не ведают метафизических абстракций, яв-ляющихся, единственно возможными к представлению, причинами физических конкретностей. Эти абстракции становятся все более и более конкретными, по мере их приближения к нашему плану существования, пока они, наконец, не выявятся в форму материальной Вселенной, по-средством процесса превращения метафизики в физику, аналогичного тому, по которому пар может быть сгущен в воду, а вода заморожена в лед.

 (b) Представление «Вечного Не-Бытия», которое есть «Единое Бытие», покажется парадок-сом каждому, кто не помнит, что мы ограничиваем наши мысли о Бытии нашим настоящим со-знанием Существования, делая его специфическим термином вместо универсального. …Только Посвященный, обогащенный знанием, приобретенным бесчисленными поколениями его пред-шественников, направляет «Глаз Дангмы» в сущность вещей, на которую никакая Майя не мо-жет влиять. Именно тут учения Эзотерической Философии в связи с Ниданами и четырьмя Ис-тинами приобретают величайшее значение, но они хранятся втайне.

И наконец, рассматривая суть этого великолепного стиха на субъект:

 (ТД, т.1, с.68-69) 8. ЛИШЬ ЕДИНАЯ ФОРМА СУЩЕСТВОВАНИЯ (а), БЕСПРЕДЕЛЬНАЯ, БЕСКОНЕЧНАЯ, БЕСПРИЧИННАЯ, ПРОСТИРАЛАСЬ, ПОКОЯСЬ ВО СНЕ, ЛИШЕННОМ СНОВИДЕНИЙ (b); И ЖИЗНЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ ТРЕПЕТАЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ВСЕЛЕНСКОМ ВО ВСЕСУЩНОСТИ ТОЙ, ЧТО ОЩУЩАЕТСЯ ОТКРЫТЫМ ОКОМ ДАНГМА [внутренний  духовный глаз высочайшего адепта].

 (а) Современная мысль имеет склонность вернуться к архаической идее однородной основы для широко отличающихся по виду вещей – т.е., разнородности, развившейся из однородности. Биологи ищут сейчас свою однородную протоплазму, и химики свой протил, в то время, как наука ищет силу, дифференциациями которой являются электричество, магнетизм, теплота и так далее. Тайная Доктрина относит эту идею в область метафизики и предпосылает «Единую Форму Бытия», как основу и источник всех вещей. Но может быть фраза – «Единая Форма Бы-тия» не совсем точна. Санскритское слово для этого – Прабхавапьяя, «место (или, вернее, план), откуда все началось и куда растворяются все вещи», как говорит один из комментаторов. 

Прабхавапьяя, тогда, соответствует мультивселенной науки. Мы можем также сказать, что некоторая часть науки, хромая, достигла некоторых пунктов сходства со Станцами Дзиан.                   

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Наука называет это мультивселенной, философский английский язык называет это Абсолют, а древние назвали это Прабхавапьяя. 

http://www.blavatsky.net/index.php/theosophy-and-science/47-sciences/physics/66-multiverse-or-parabrahmam

Перевод Наталии Березанской