ТЕОСОФСЬКЕ ТОВАРИСТВО В УКРАЇНІ

Одеське відділення

Оккультное строение человека. Самоосознание. ч.1

Автор: Любовь Шутеева

Увидеть в мире можно очень много.И все же истина моя проста.

Уменье видеть---значит видеть Бога,Все остальное---это слепота.

Зинаида Миркина.


Самосознание---это начало пробуждения.Чем больше в человеке самоосознанности,тем больше он пробужден.Кульминациясамоосознанности выражается слиянием с нашим ВЫСШИМ “Я”. 

Действовать осознанно,значит действовать в согласии с Высшим “Я”.

Все духовные практики по совершенствованию направлены на то чтобы посредством самонаблюдения и самоисследования познать свою истинную природу.”Познай себя—и ты познаешь мир”,говорили древние. И эти слова можно понимать буквально,потому что только познавая свою внутреннюю суть мы сможем понять творение Вселенной.

Для воспитания в себе самоосознанности существует много духовных практик.Я хочу вам предложить  несколько из них.Даже если мы просто поразмышляем над ними,то мы сможем прояснить  ошибки нашего мышления,и, возможно, начать менять свои негативные реакции.Подводя итог своего доклада мне захотелось сакцентировать ваше внимание на трех основных человеческих ценностях,которые  мы можем проводить в нашу жизнь.И если эти человеческие ценности станут в основу нашего миропонимания, то мы сможем изменить  себя,а изменив себя ,мы изменим мир.

Пифагор говорил,что Вселенский Творец создал по своему образу две вещи:первой была космическая система с мириадами солнц,лун и планет,второй---человек ,в природе которого присутствует в миниатюре вся вселенная.Первые жрецы ,чтобы облегчить себе занятия естественными науками,приказывали устанавливать в святая святых своих храмов статую человека,используя человеческое тело для символического представления Божественной Силы во всех ее сложных проявлениях.Таким образом,жрецы глубокой древности видели в человеке учебник и,изучая его,учились разгадывать более глубокие и более трудные для понимания тайны небесной схемы,частью которой они являлись. .Для древних народов все в Природе было исполнено жизни,поэтому они приняли человеческое тело символом вселенной.

Иудеи называли этот образ Адамом Кодмоном,или Великим Человеком,по образцу которого были созданы все вещи.  Брахманы,евреи,персы и китайцы представляли своего Бога как существо,полностью включенное в свое творение.Они приняли более буквальную,чем христиане,идею о том,что человек пребывает в Боге он по-настоящему живет в нем ,движется и имеет свое бытие.Они называют этого бога Макрокосм,состоящий из солнц ,лун,планет,метеоров,эфиров,газов и разных частей мироздания.


В этом рисунке Леонардо да Винчи объединяет две фигуры человека из архитектурных канонов Bumpyвия, показывая тем самым, что человек является идеальной мерой и моделью всех вещей. По этому поводу великий римский коллегиат высказывается так: *Если человека положить на спину на плоской поверхности с раздвинутыми ногами и вытянутыми в стороны руками и поместить в его пупке, как в центре, ножку циркуля, то пальцы обеих его рук и ног будут касаться описанной вокруг него окружности. И точно так же, как в окружность, человеческое тело вписывается и в квадрат. Далее, если мы измерим расстояние от его подошв до темени и приложим эту мерку к вытянутым в стороны рукам, то ширина будет равна высоте, как и в случае идеально квадратных плоских поверхностей».

“Благодаря теософии мы получили знания о том, что в человеке присутствуют два различных существа---духовное и физическое:человека мыслящего и человека,регистрирующего столько мыслей первого,сколько он способен усвоить.Таким образом,мы различаем в нем две разные природы:высшее,или духовное , существо,состоящее из трех “принципов”(начал),или аспектов,и низшее,или физическую четверку, состоящую из четырех,-- итого семь."(Ключ к теософии). Итак ,человек, имея семеричную структуру,то есть ,семь уровней сознанияодновременно живет на семи планах бытия,которые,в свою очередь , являют собой уровни сознания вселенной.Большинство людей  способны осознанно действовать только в своем физическом теле ,живя на этой планете.Физический мир дан как арена опыта,благодаря которому развиваются скрытые божественные силы человека,дабы он путем страдания,радостей и всевозможных  испытаний достиг цели:стать самоосознающим духовным центром,действующим согласно с мировым законом,иначе “c волей Божьей”.

Можно сказать,что человек состоит из двух  “Я”:

“Я”---подлинн  и“я”—личность.”

“Я”—подлинный—это наше высшее Божественное “Я”, наш Учитель,”Око Мудрости” , поле сознания,которое существует вечно.Высшее “Я” наполнено покоем,любовью,гармонией это и есть истинная наша суть. Теософы называют его АТМА-БУДХИ-МАНАС или монада,буддисты и индуисты называют просто Атман,каббалисты называют Эйн Соф,христиане Богом. Таким образом наше высшее “Я”—всегда было,всегда есть и всегда будет.Что же касается  .” я”—личности, то это “я”---преходяще, физические и личные принципы которого подвергаются процессу, называемому реинкарнацией;циклу рождений и смертей,для того,чтобы совершенствовать их. Наше низшее  “я''это животная природа человека,которая состоит из 4-х принципов или тел: физического ,эфирного,астрального и ментального ..Мышление “животного”  “я”—личности, обусловлено потребностями нашего тела и нашего низшего ума.

Самоосознанность начинается с познания самого себя,своей внутренней сути особенно самых темных ее сторон.Самое главное в этом исследовании самого себя,  увидеть все темные стороны, признать их честно и спокойно без каких-либо оценок,осуждений и оправданий.Нужно быть честным с самим собой.Быть просто нейтральным наблюдателем—исследователем.Когда мы честно сознаем свои деструктивные реакции на мир на людей, мы не накапливаем в себе токсины всего негативного в нас и постепенно путем наблюдения и анализа своих поступков и реакций мы сможем реально изменить себя.Единственное,что может изменить любого человека—это осознанность!Как только вы начинаете быть осознанным---то происходит медленная мутация вашего сознания.И эта мутация приводит в итоге к другой реальности;той божественной реальности,которая внутри нас.Это и есть пробуждение.

Экхарт Толе называет этот свет “присутствием”,которое приводит к самоосознанности,то есть к пробуждению.Для начала своего самосознания мы должны определить,что же за сущность  сидит внутри нас, которая, помимо нашего желания, вырывается часто из нас в виде гнева,какого-то агрессивного,навязчивого спора,гневного выражения своего мнения или недовольства, обид,обвинений других,провоцирование агрессии .Что это за сущность внутри нас,которая провоцирует нас на все негативное? ЭТО ВСЕ ЕСТЬ ПРОЯВЛЕНИЕ БОЛЕВОГО ТЕЛА.Наше болевое тело—это элементальная сущность,которая создана нами,на протяжении наших жизней.Оно создано из всех наших негативных реакций, которые мы проявляли на протяжении многих своих воплощений из всех ощущений боли,которые мы испытывали в своих жизнях.И теперь эта,созданная нами духовная сущность,управляет нами.Первым шагом нашего осознания является—в растворении этого БОЛЕВОГО ТЕЛА.Не подпитывать его своими негативными реакциями, которые рефлекторно привыкли проявлять все мы.

Давайте с вами рассмотрим примеры из нашей жизни,когда у нас начинает пробуждаться самоосознанность:

Обыденная ситуация:мы стоим в  длинной очереди к кассе супермаркета.У нас нет выбора,все равно нужно стоять. Легкое раздражение от однообразного стояния начинает овладевать нами.Нам начинает казаться,что девочка на кассе не поворотливая и очень медлительная.И мы осознаем,что начинаем уже сильно нервничать.И тут моя осознанность, мой разум говорит:”Я хочу этого или нет?Это мой выбор,находиться здесь в раздраженном состоянии или нет?! Это раздражение обогащает мой жизненный опыт?Это радражение делает мою жизнь более счастливой?Или делает мою жизнь более радостной? НЕТ!Оно изменит каким-то образом данную ситуацию?НЕТ! Так зачем же раздражаться?И мы выбираем,что лучше будет, если мы уйдем от этого раздражения.В этот момент у нас появляется возможность выбора и мы можем позволить этому раздражению исчезнуть,так как увидим,что эта модель мышления неосознанна.Такое мышление не усилит нашу жизненную энергию!Оно не увеличит наше наслаждение жизнью!А наоборот омрачает нашу жизнь.Это и есть одна из форм нашего страдания.До тех пор,пока мы находимся в ловушке этого неосознанного мышления,мы даже не догадываемся,что мы страдаем!С осознанностью приходит возможность выбора.Вы можете сказать:”Это не то,что я выбираю,я не хочу раздражаться. Ничего плохого нет в том,если я постою еще немножко”.

Другая ситуация: вы просыпаетесь среди ночи и начинаете о чем-то сильно беспокоиться и вы уже не можете уснуть.Ваш разум задает вам вопрос:”Я выбираю это беспокойство или нет?Я не выбираю беспокойство,нет!Беспокойство ничего не добавляет к ситуации!Оно уводит меня от наслаждения жизнью!Оно заставляет меня страдать!Я просто выбираю быть присутствующим в этом моменте.Можно перевести свое внимание во внутреннее тело,поместив свое внимание на чувственное восприятие,живость того,что находится вокруг—это переключение внимания называют успокоением.Таким образом постепенно осознанность сможет преодолеть беспокоящую вас мысль.И это есть не что иное как часть процесса пробуждения человечества.И это самое удивительное явление!Постепенное разотождествление от навязчивых моделей мышления.Ваша деятельность в различных обстоятельствах вашей жизни:ваша профессия,ваша работа,семья,общение с людьми—все это не имеет значения.А значение имеет ваше состояние сознания,c которым вы сталкиваетесь при разных ситуациях.И в этом лежит истинный рост!

Истинное освобождение,истинная свобода не в изменениях.Конечно вы взаимодействуете с жизнью,с людьми,с ситуациями.Вы не только переживаете ситуации, вы также создаете их.Но все,что бы вы не создавали ,вы создаете все из своего состояния  сознания.Ваша истинная эволюция---это проявление вашей осознанности, когда вы идете по жизни.

То,что происходит в вашей жизни люди считают очень важным,включая условия,обстоятельства в которых вы родились и все,происходящие свами ситуации,ваше окружение и так далее.Традиционно все это люди называют кармой.Если с вами происходит что-то хорошее,значит у вас хорошая карма.Если происходит что-то плохое,то карма плохая.Это традиционная точка зрения.Карма лежит не в том,что происходит с вами,а втом,как вы реагируете на ТО,что с вами происходит.Именно в этом вы и переживаете истинную карму.А ваша реакция на то,что происходит с вами в любой ситуации,определяет то,что произойдет дальше.

Поэтому меняя свои старые обусловленные реакции вы,тем самым разрываете кармическую обусловленность.Так что если вы измените свои реакции на людей,события,места тогда в последствии вы обнаружите,что внешние события начинают меняться.И это и есть ваша свобода.Вы можете изменить свою жизнь, меняя свою реакцию на то, что происходит.А сделать это можно только становясь самоосознанным.

Первоначальное проявление осознанности в некотором роде приходит к вам как акт милосердия,когда впервые вы понимаете возможность быть осознанным.Она появляется в вас---искра осознанности,луч осознанности появляется в вас.У вас появляется естественное желание—быть осознанным.На самом деле вы не выбираете осознанность!Обособленного “Я” не существует!Существует только ЕДИНОЕ ВСЕЛЕНСКОЕ –“Я”.Вселенское “Я”--- и есть само СОЗНАНИЕ.Единое  Сознание само выбирает форму,через которую хочет проявиться.Вселенский разум действует через всех нас.Поэт ХАФИЗ выразил в своем стихотворении,что все мы являемся дырочками на флейте,через которые БОГ или СОЗНАНИЕ играет на ней.

 “Принимай с любовью только то, что приходит к тебе,вплетенное в узор твоей судьбы,так как что может более подходящим образом  удовлетворить твои потребности”. Марк Аврелий

Все,что приходит в твою жизнь вплетено в узор твоей судьбы,а твоя судьба, в свою очередь вплетена в великий узор космоса.Когда ты осознаешь,с какой огромной любовью заботится о тебе сама жизнь в тот же миг от тебя уйдут все страдания,слезы и печаль.Останется только благодарность,безграничная благодарность,в которой ты растворишься.

Об этом очень красноречиво говорит Дипак Чопра в своей книге “7 духовных законов успеха.”

Низше “я”---личность состоит из наших мыслей,наших чувств,наших поступков,наших знанийи нашей памяти.Эта личность имеет ум,но мышление этого ума обусловлено.

Как же работает обусловленный ум?  Обусловленный ум---это замкнутое пространство, то есть восприятие обусловленного ума ограничено мыльным пузырем его убеждений,мнений,верований.Обусловленный ум способен воспринимать только собственное отражение.

 

Давайте представим себе человека,у которого в голове компьютер с файлами ,накопленной информацией. В ЭТИХ ФАЙЛАХ накоплена информация :кто он,история его жизни,все его прошлые ощущения, поступки прошлые переживания,эмоции,а также его образование,его накопленные знания и мысли,об этой жизни.В связи с этим мы можем проследить,каким образом человек воспринимает этот мир?

Например, он сталкивается с какой- либо ситуацией в своей жизни:он моментально включает свой компьютер в голове и интенсивно начинает перебирать свои файлы, как бы примеряя каждый файл к данной ситуации.Один файл приложил; не подошел, затем второй,третий,четверый и вдруг, пятый файл  будто бы подходит .Он прикладываетэтот файл как образец и начинает оценивать, сложившуюся ситуацию согласно файлу.Хорошо ,если файл более или менее подходит,а если он совсем не подходит,тогда человек начинает сам себя убеждать,что “ситуация именно такая,как я ее вижу”.Вот вам яркий пример обусловленности нашего ума! Таким образом, весь мир ,который мы видим является проекцией нашего обусловленного ума.

И, к сожалению , большинство людей именно так и мыслят.Они не способны видеть жизнь такой,какая она есть на самом деле, постоянно меняющаяся в текущем водовороте причин и следствий.Поэтому древние всегда говорили,что “мир—это зеркало и взависимости от того,кто в него смотрит,таким он и видит мир”.Невозможно изменить отражение, не изменив самого себя.Представьте себе котенка,играющего в зеркале со своим отражением,он не понимает,что он играет с самим собой.Так и мы  в этой жизни играем, сами с собой.http://tishina.bib.bz/glava-6-prinyatie-i-ustupanie

Ученик спросил Дервиша:”Учитель,враждебен ли мир для человека или он несет человеку благо?»

И Дервиш рассказал своему ученику притчу:

Давным-давно жил великий шах.Он приказал построить прекрасный дворец.Там было много чудесного.Среди прочих диковин во дворце была зала,где все стены ,потолок и даже пол ----были зеркальными.Зеркала были необыкновенно ясными и посетители не  сразу понимали,что перед ними зеркало,настолько точно они отражали предметы.Кроме того стены этой залы были устроены так,что могли создавать эхо. Спросишь:”Кто ты?”.И в ответ услышишь:”Кто ты,то ты,кто ты!”

Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине.Целая свора собак окружила ее со всех сторон,сверху,снизу.Собака на всякий случай оскалила зубы и все отражения ответили ей тем же самым.Перепугавшись не на шутку, собака отчаянно залаяла .Эхо повторило ее лай.Собака лаяла все громче и громче, эхо не отставало.Собака металась туда и сюда,кусая воздух.Ее отражения тоже щелкали вокруг зубами.Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак.В зале не было никого,кто мог бы причинить ей хоть какой-нибудь вред.

Собака погибла ,сражаясь с собственным отражением.

Теперь ты видишь, сказал Дервиш,мир не приносит ни добра ни зла сам по себе. Все, происходящее вокруг нас,есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств,желаний и поступков. Мир - это большое зеркало.

Для того,чтобы выйти за пределы своего обусловленного ума мастера ДЗЕН говорили:”Не лелей никакую мысль---ни свою, ни чужую

То есть,нельзя верить каждой мысли только потому,что она пришла  тебе в голову.

Нужно мыслить самостоятельно и все подвергать сомнению.Об этом говорил и БУДДА:

”О,монахи, и,ученые мужи!  Не принимайте мои слова на веру,  Но исследуйте и анализируйте их.

Не верьте в них только потому,  Что это сказал  я.”

Джидду Кришнамурти в своей книге «Полет Орла» пишет о своем исследовании:

“Мне кажется, что основным предметом вопроса является сам ум, но не задачи, которые ум поставил и силится решить. В том случае, если ум ограничен, мелок, узок, то, сколь велики и сложны не были бы задачи, он будет подходить к их решению в рамках своей мелочности. … Хотя у него есть удивительные способности: он изобретателен, горазд на коварную, хитрую мысль, тем не менее, ум всё же мелочен. Пусть он может цитировать Маркса или Гиту или другую религиозную книгу, но по-прежнему это — мелкий и маленький ум; встань перед ним сложная проблема — так он будет справляться с ней в рамках самого себя, и тем самым проблема и страдание умножатся. Таким образом, вопрос стоит следующий: может ли ум, что мелок, ограничен, может ли он быть превращен во что-то, что не скованно своими собственными ограничениями?”

“Наши умы обусловлены, это очевидный факт; они обусловлены определённой культурой и обществом, влиянием разнообразных впечатлений, напряжениями и стрессами взаимоотношений, экономическими, климатическими факторами, уровнем образования, национальностью, религиозной принадлежностью и прочим. Наши умы натренированы или принимать страх, или убегать от него, если это возможно; они никогда не оказываются способными полностью, тотально разрушить всю природу и структуру страха. До тех пор, пока человек не свободен от этого качества страха, он не может видеть ясно, глубоко; и очевидно, что когда есть страх, любви нет.”

“Человек не может познать самого себя, если он не свободен, свободен так, что он способен наблюдать себя не в соответствии с каким-либо шаблоном, формулой, концепцией, но действительно наблюдать себя таким, какой он и есть. Такое наблюдение, такое восприятие, такое видение порождает свою собственную дисциплину и учение: и в них нет никакого подчинения, подражания, подавления или контроля. И в этом – необыкновенная красота.”

“Другими словами,мы разбили себя на фрагменты:одна часть нашего разума действует разумно,когда видит опасность,летящего на нас автомобиля,но мы недостаточно разумны,чтобы увидеть опасности национализма,увидеть опасности разделения между людьми”.

Таким образом мы одержимы, зомбированы собственным умом и нам нужно выйти из этой ловушки ---- нашего ума.Потому что в этом начало само осознанности или пробуждения.

Итак, что же  такое наш ум?Все религии мира обращались к, этому уму.Христианство через Моисея, говорило о десяти заповедях,а  Иисус общался c умом посредством притч.Ислам обращался к уму ,говоря устами великого пророка Мухаммеда о нравственно-этических нормах описанных в суннах и Коране.Индуизм,  где  Кришна беседовал с человеческим умом в своем величайшем духовном учении Бхагават-Гита,обьясняя практику йоги  и влияние гунн материальной природы.Великий Учитель Будда создал целое учение о преобразовании  ума и выразил  его в 9 янах или 9 колесницах .

Давайте немного поговорим о том ,какой  вклад внес Великий Будда в преобразование человеческого ума.  Этому учению  2,5 тысячи лет,но оно вызывает сильный интерес у людей всего мира,особенно сейчас.

Первое, что сказал Будда своим ученикам: ”Я учу вас одному и только одному, как освободиться от страдания? Знайте,что главное внутри вас.”

В его учении не было никакой мистики ,есть логика и понимание того, как работает человеческое сознание.На первой своей проповеди Будда обьявил о 4-х благородных истинах:

1.Истина о страдании.

2.Источники страдания.

3.Прекращение страдания.

4.Пути,ведущие к прекращению страдания.

Учение о 4-х Благородных истинах и медитации на эту тему развивают в человеке духовную практику –Отречения.

Будда говорил:

”Все в нашем сознании.Вы становитесь тем, о чем думаете. Дурные мысли разрушают вас.Ваше мышление определяет действие.Ваше действие определяет результат.Если вы измените мышление, вы измените и свою жизнь. Чтобы правильно жить, вы должны заполнить свое  сознание правильными мыслями.”

">Таким образом, Будда учит людей применению этого учения в ежедневной жизни и практике.

В традиции буддизма нет “зла”, нет “греха”,как в христианстве,есть НЕВЕЖЕСТВО И НЕОСОЗНАННОСТЬ, из которых происходят все страдания.Именно ум порождает все страдания,именно ум порождает тот мир,в котором мы живем.

Человеку присуще, по своей природе, извращенное восприятие мира,то есть, ОМРАЧЕНИЕ УМА .В буддизме существуют три клеши омрачение ума:

1.Неведение.

2.Привязанности.

3.Гнев.

Из этих трех клеш появляются и все остальные омрачения в восприятии реальности.

Итак---это ,по сути,извращенное восприятие приводит к заблуждениям в отношении к окружающему миру и нашего собственного бытия и влечет за собой несчастье и страдание.

Буддисты говорят,что невозможно изменить человека против его воли.Это происходит на основе добровольного принятия того факта,что определенные стереотипы нашего мышления и образа жизни для нас благотворны, в то время  как другие мысли,эмоции иобраз жизни для нас являются разрушительными.Человек должен сам осознать глубину своего невежества и захотеть изменить свою жизнь.

Так что для любого последователя ,буддизма существуют 3 аспекта практики - развитие Отречения, Бодхичитты, постижение Пустоты - в равной степени они значимы в качестве Трех Основ Пути. Они суть три основных лекарства, используемых для излечения сознания от трех коренных омрачающих болезней - неведения, привязанности, ненависти.  Это действительно хроническая болезнь. Поэтому мы нуждаемся в лекарствах для ума. Самые мощные лекарства - это Отречение, Бодхичитта и Мудрость постижения Пустоты. Вы должны принимать эти три целебных средства, чтобы уйти от страдания.

Начальным этапом буддийской практики является освобождение от 8—мирских дхарм.Они как яд отравляют нашу жизнь.Поэтому нужно познать эти 8—мирских дхарм и избавиться от них.

dh`arma(санскрит)- 1) правило, закон; 2) обязанность, долг;  3) добродетель; 4) религия, вера;5)правильное действие.

 Дхарма - долг,вытекающий из всех кармических условий из данной ступени развития человека,касты,нации. Это закон внутреннего развития.                                                                                             Анни Безант

Мирская дхарма—это дхарма мирских амбиций, мирских концепций мышления.Ее мотивация стремление к репутации,собственности,мирским ценностям,которые в итоге приводят к страданиям.