ТЕОСОФСЬКЕ ТОВАРИСТВО В УКРАЇНІ

Одеське відділення

Митра - предшественник Христа


Подготовила Лавренко Г.И.

                                           Христианство, установленное на земле, есть ни что     

                                           иное, как результат промысла Божьего с целью раз-

                                           вития Мировой истории.

В 1-ом веке до Р.Х. на просторах Персии и Малой Азии процветала религия, которая называлась Митраизм.

Победоносные походы Александра Македонского привели народы к серьезным изменениям в расстановке религиозного сознания, породив духовный кризис. Нужна была сильная и убедительная религия, установленная на государственном уровне, чьи догматы и морально-этические ценности могли бы послужить надежной основой в духовном оздоровлении огромной империи. Такой религией оказалась Митраизм.

2т. лет до н.э. из зороастризма выделился аспект иранской религии – маздаизм, где поклонялись богу Ахурамазде. Это верховное божество, Мудрый Господь, Бог Света, который создал мир своей мыслью. Ахурамазду сопровождала свита из существ божественной природы; Справедливость, Благая мысль, Преданность, Власть, цельность здоровья, бессмертия.

Ахурамазда создавал себе помощников и один из них был Митра. В многословном гимне в честь Митры «Михр-Яшт» («Яшт»10), Ахурамазда говорит: « Когда я создавал Митру широких пастбищ, я сделал его столь же достойным почитания и преклонения как я сам».

В древнеиранской и ведийской мифологии – Митра – это божество солнца, света, чистоты и правды. Митра – в переводе с авестинского – «договор», «согласие».  Корень «mi, -- mei» в индоевропейском языке имеет отношение к обозначению взаимности, обмена, закономерности, согласия, состояния мира, дружбы, симпатии.

Культ М. получил чрезвычайно широкое распространение. Образ М. внедрился в самые разные культурно-исторические традиции.  Самые древние сведения о М. можно найти в «Авесте», а точнее в «Яште» Х, где говорится о первоначальной договорной функции авестийской традиции. «Негодяи, которые лживы по отношению к договору, приводят к гибели всю страну… Никогда не нарушай договора, о ты, из рода Спитамов, независимо от того, заключил ли ты его с носителями лжи или обладающими правдой последователями истинной веры, ибо договор имеет силу и в отношении носителей лжи, и в отношении носителей правды».(х2).

Договорная функция М. упорядочивает, организует Землю и жизнь на ней, различает добро и зло, правду и ложь. М. – божество, определяющее морально-нравственную границу. Он устроитель не только социального, но и природного Космоса. Он связан с водами, с солнцем, он хозяин широких пастбищ и наполнитель вод, благодаря ему идут дожди и вырастают растения, он «дающий жизнь» и «дающий сыновей», распределяет жир и стада, делает удобным и благоприятным существование, обеспечивает собственность истины, исполняет мольбы и просьбы.

В Иранских традициях М. несомненно выступает как божество Солнца, всегда бодрствующего (как Солнце). Он охраняет творения Мазды, который боролся за «светлое начало» с божеством «темного начала» -- Ариманом. За победу Светлого над тьмой. В индоиранский период Ахурамазда моделировал в основном космологические элементы Вселенной, а М. ведал социальной организацией людей и, соответственно, устройством «человеческой» вселенной, осуществлял посредническую функцию между верхом и низом, небом и землей, внешним и внутренним пространством, божественным и человеческим.

В сотнях подземных храмов, разбросанных по всей территории бывшей Римской империи, от Англии до Сирии, археологи обнаруживают рисованное или выгравированное изображение юноши, убивающего быка. Это главный символ тайного культа митраизма и одна из величайших, пока еще не разрешенных, загадок в археологии нынешнего столетия. Однако многие исследователи пришли к выводу, что изображение Митры убивающего быка, не относится к каким либо событиям, проходящим на земле (кровавое жертвоприношение), а представляет собой «астрономический код» с глубоким религиозным содержанием. В этот период, когда Митра пришел на Землю, закончилась эпоха Тельца и наступила эпоха Овна. Митра, убивающий быка, говорит о смене разных эпох, и из крови, пролитой быком, произрастают растения, она увеличивает плодородие и жизненную силу. («Я создавал Митру широких пастбищ…» - Ахурамазда) Так был приведен в движение мировой цикл с его жизнью и смертью, за которой следует новая жизнь.

Купол митраисской пещеры (храм) украшен звездами, означающими универсальность божественного культа, а сияющий шар со стоящими на нем фигурами представляет Вселенную.

Культ Митры широко распространен в Римской империи и был серьезным соперником христианства, потому как Митра почитался, как Владыка небесного света и Солнца, бог справедливой силы, истины и верности своему слову. Воспевались его неустрашимость, всеведение, боевой дух и готовность сражаться с дэвами – злобными демонами, сотворенными богом тьмы Ариманом. Самым страшным преступлением в глазах митраиста является нарушение данного слова, обман и неискренность. Митраисты неукоснительно придерживались своего морально-нравственного кодекса: честность и правдивость в любой ситуации.

Культ Митры, покровительствующего порядку, закону, миру и власти, пришелся по вкусу римским цезарям. Число поклонников этого божества было в то время столь велико, что митраизм вполне мог бы стать мировой религией. Однако этого не произошло. И главной причиной стала его обрядовая, церемониальная сторона.

Дело в том, что Митраизм был предельно строгим, даже жестким учением, требовавшим от своих адептов дисциплины и личного мужества. Если в христианстве, раскаявшийся в конце жизни преступник, мог получить отпущение грехов и надежду на спасение души, то митраист, на протяжении всей своей жизни, неукоснительным образом соблюдал морально-нравственные предписания своей веры. Вторым препятствием являлся закрытый мистериальный, элитарный характер, полностью исключающий участие женщин в отправлении обрядов и священнодействий. Христиане же наоборот стремились как можно больше людей обратить в свою веру, т.к. христианство построено на любви и всепрощении.

Если сопоставить знаково-символические стороны Митры и Христа, оказывается, христианство почти полностью ассимилировало символику и священные церемонии культа Солнечного божества.

Последователи Митры праздновали день рождения своего божества 25 декабря, в день зимнего солнцестояния, Рождество Христовое тоже празднуется 25 декабря.

Рождение Митры в пещере в самую темную ночь в году, знаменует рождение Света и Надежды, ожидание скорого воскрешения природы после долгого зимнего сна.

Рождение Иисуса символизирует приход Мессии, дарующего надежду на воскрешение, и возрождения души в новой, вечной жизни.

К младенцам Христу и Митре приходили пастухи поклониться, а затем волхвы, принесшие спасителю золото и благовония. Жизненный путь этих двух божеств тоже очень схож. Оба соединяют в себе человеческое и божественное,  являясь посредниками между людьми и Богом, Христос и Митра творят волю Отца, их пославшего, и противостоят силам тьмы. И тот, и другой по завершению своего земного пути вознеслись на небо, к престолу Творца.

Символика и обрядовая сторона также имеет почти полное сходство: крестное знамение, обряд крещения-омовения, причащение хлебом и вином.  Причем сама церемония Святого Причастия была имитацией последней трапезы Митры со своими учениками. На священных изображениях в Митраистских храмах, голова и лик Митры окружены нимбом – сияющим ореолом с солнечными лучами, что так же соответствует христианской иконографии.

В течении длительного времени почти до ХI века после Рождества Христова, Митра почитался, как одна из ипостасей Иисуса Христа, а поклонение ему являлось одной из форм христианского верования. Верховный жрец носил тот же титул, что и глава католической церкви – «папа» или «святой отец». Облачение Папы Римского в точности соответствует одеянию митраистских священнослужителей. Головной убор называется Тиарой или митрой и красные ботинки аналогичны обуви жрецов Митры. Во времена соперничества Митраизма и Христианства, чтобы не было социального взрыва, властям пришлось пойти на компромисс, соединив учения воедино, внеся в миролюбивое и пацифистское по сути христианство, воинственные идеи культа Непобедимого Солнца.

После установления христианства культ Непобедимого Солнца начал постепенно сдавать свои позиции, пока окончательно не канул в лету. Однако отголоски митраизма звучат и в наши дни. Например: самое распространенное русское имя – Дмитрий – означает в переводе «преданный Митре». А слово «метро», «метрополитен»  произошло от слова «метрополия», что означает город солнца, город Митры.

Ежегодный праздник «Рождение солнца» 25декабря перешел и в христианскую традицию.

Вывод можно сделать такой, что христианство не вытеснило митраизм, а поглотило его, позаимствовав некоторые внешние формы и приспособив их к собственным нуждам. Ведь солнце продолжает светить.

Подготовила Лавренко Г.И.