ТЕОСОФСЬКЕ ТОВАРИСТВО В УКРАЇНІ

Одеське відділення

Джордж Сидней Арундейл


 















Джордж Сидней Арундейл (1878-1945) был третьим президентом Теософского общества с 1934 по 1945 год. Он был динамичным и вдохновляющим лидером, тесно связан с Анни Безант в ее многогранной деятельности. С. Джинараджадаса, который сменил его, сказал, что Арундейл "олицетворял истинное братство в действии».

Первые дни

С. Арундейл родился 1 декабря 1878 года в графстве Суррей, Англия. Его мать умерла при родах, Джорджа воспитывала его тетя, мисс Франческа Арундейл, которая вступила в Общество в 1881 году и очень часто встречала  госпожу Блаватскую, как своего гостя в своём доме, тем самым создавала возможность для молодого Джорджа сблизиться с ней. С.Арундейл получил частичное образование в Германии и в Англии, а в 1900 году окончил Санкт-Джона колледж в Кембридже. Два года спустя, по приглашению доктора Безант, он отправился в Индию со своей тетей, чтобы работать профессором истории в Центральном индуистском колледже, в штате Бенарес (Варанаси). В 1907 году он был назначен директором Центрального индуистского колледжа-школы, а позже ректором этого колледжа. Он был очень популярен среди преподавателей и студентов, он прекрасно понимал желания и потребности молодежи, ради благосостояния которой он посвятил свою жизнь.

Теософское Общество

Г-н Арундейл присоединился к Теософскому обществу в качестве члена Лондонской Ложи в 1895 году, где он  завершил учебу в Кембриджском университете и стал помощником Генерального секретаря Европейской секции Теософского общества. Именно в это время он встретился с Анни Безант.

Начиная со своей первой лекции на Конвенции в 1910 году, имя Арундейла стало  часто появляться на всех теософских конвенциях. После краткого периода, когда он занимал должность Генерального секретаря Теософского общества в Англии (1915-16гг) Арундейл вернулся в Индию, чтобы помочь Анни Безант в ее политической деятельности. Он стал Организационным секретарём Всеиндийской лиги самоуправления.  В 1920 году женился на Рукмини Арундейл Деви, талантливой художнице. Он способствовал раскрытию её талантов. С 1924 по 1926гг он был избран президентом Союза Труда  в Мадрасе. Его работа имела важный результат. Он создал новые условия для рабочих и обеспечил высокий размер оплаты труда, и сократил трудовое время для рабочего человека.

В 1925 году он присоединился к Либеральной Католической Церкви, а позже стал одним из её епископов. В том же году, Золотой юбилейный год Теософского общества – 1925 г, г-н Арундейль много путешествовал по Европе, читал общественные лекции, и лекции направленные на изучение образовательных, политических и социальных условий. С 1926 по 1928гг он был генеральным секретарем австралийской секции. В этот период своей деятельности  он пытался пробудить духовность Австралии, её величие, и создал журнал «Предшествующая Австралия», который был призван  содействовать этой цели. Вместе с другими энтузиастами он сыграл важную роль в создании первой Теософской радиовещательной станции на 2 Гб, которая начала вещать в Австралии..

В 1927 году он провёл лекционный тур по Европе и Соединенным Штатам. Г-жа Арундейл и он были почетными гостями на Американской конвенции в 1927 году. Каждый год с 1931 по 1934гг, он предпринимал такие лекционные туры, которые значительно оживляли Теософскую работу в странах, которые он посещал.

Президент TО

Когда доктор Безант покинула этот мир в 1933 году, д-р Арундейл был избран президентом Теософского Общества. И с начала 1934 года он начал разрабатывать Семилетний план, который включает в себя деятельность в  Адьяре и объединение и  солидарность всего общества. С хорошо подготовленными рекламными материалами со следующего года он начал кампанию под названием «Прямая теософия", которая должна была стимулировать различные исследования основных теософских принципов и, которая должна была  завершиться к  Бриллиантовому Юбилею Конвенции в Адьяре в 1935 году. В этом Плане он призывал все  Ложи никогда не забывать свою основную цель в теософии, используя язык, который будет понятен всем людям.  Следующей идеей должна была стать его работа под названием «План Существует».

В 1935г  выходят в свет три книги д-ра Арундейла, в которых он излагает свои представления о человеческих и духовных ценностях. В 1936 году он председательствует на четвертом Теософском Всемирном конгрессе в Женеве. И там он принимает решение, что третья его задача должна  называться «Понимание Плана». Эта работа стала  успешной. Создал он её в 1938 году. После этого, он начал создавать следующую свою работу «Теософия. Следующий шаг», но Вторая мировая война не дала возможность завершить её. 

В 1937 году Арундейл читает лекцию «О символических йоги» на Конвенции, используя свой ​​материал  "Общения" в Адьяре. Эти лекции позже появились в виде книги  под названием «Огонь Лотоса», где Арундейл проводит исследование в символических йогах. Из-за условий войны, путешествия за пределами Индии были осложнены.  По всей Европе, в этот период,  многие Ложи  и секции  были вынуждены закрыться. Все больше и больше, д-р Арундейл стал посвящать себя  внутренней стороне работы в попытке успокоить страдания человечества. В этой попытке пробудить людей к  чувству ответственности, он создал еженедельную газету в Мадрасе под названием « Совесть».

Он приветствовал в Адьярской штаб-квартире гостей д-ра Марию Монтессори и ее сына Марио Монтессори, которые приехали в Индию, но не смогли вернуться в Италию из-за войны. Во время своего пребывания в Адьяре, они обучали преподавателей  из Индии и соседних стран  по методу Монтессори.

В 1940 году д-р Арундейл создаёт Отдел мира и его Устав Мира, которые должны были быть готовы к моменту, когда война завершиться. Каждый год он подчеркивал, что все члены ТО должны распространять "могущественные истины теософии". Он предпринимал туры по Индии, и поддерживал художественные и образовательные учреждения, шефство над которыми вела его жена  Рукмини Деви. Он упорно трудился, чтобы создать лучшее понимание со стороны индийцев позиций Великобритании на Западе, и  либеральное отношение со стороны Великобритании в отношении Индии. В 1941 году д-ру Арундейлу было присвоено почетное звание Видья-Каланидхи, что означает «кладезь искусства и мудрости», очень древним и уважаемым учреждением Шри Бхарат Дхарма Mahamandal, Бенарес (ныне Варанаси), за его "экстраординарные заслуги и отличные качества".  Двумя особыми трудами  доктора Арундейла были: «Единство Индии» и «Развитие величия личности».

Как педагог

Будучи всегда заинтересованным в развитии молодежи, доктор Арундейл всегда оказывал помощь в формировании «Всемирной федерации молодых теософов», основанной в 1935 году совместно с Рукмини Деви в качестве президента.  В память о любви доктора Безанта к молодежи, доктор Арундейл создал в 1934 году в Адьяре Мемориал школы А.Безант. Национальный университет был создан под эгидой Теософского общества совместно с доктором Рабиндранатом Тагором как канцлера, и Арундейл стал ректором пединститута для учителей.

Он вдохновлял педагогов  своей концепцией преподавания, как священной профессией. В 1926 году он был министром образования в княжестве Индор. Он был на самом деле заметной фигурой в области образования в Индии, и Национальный университет присвоил ему степень доктора литературы в знак признательности за его работу. Он хотел, чтобы все увидели основные учения теософии, как это учение может влиять на учебный процесс, используя лозунг «Образование для жизни, а не для пропитания». 

Последние дни

В 1945 году ему был рекомендован  полный отдых, так как  он был тяжело болен, и, несмотря на все заботы и внимания к нему, он скончался 12 августа. Эта новость была объявлена в новостях также, как и то, что  война закончилась и мир распространился по всему миру.

Одним из самых прекрасных вкладов в работу Общества д-ром Арундейлом был его следующий  лозунг: - Неоднократно и настойчиво подчеркивал он в своих трудах и общении, что «различия мировоззрения и убеждений может только обогатить работу Теософского Общества».

Доктор Арундейл был известен не только своей работой в  Теософском обществе, но  также своим  интересом и сотрудничеством с масонством, а также сотрудничеством с  Индийским скаутским движением.

 Его книги: «Кундалини» «Оккультный опыт» «Лотос огня»  «Символические йоги»  «Нирвана» «Эверест - книга об ученичестве»  «Ты».

Источники

1. Семьдесят пятая годовщина.  Книга Теософского общества, Жозефина Рэнсом, ТРН, 2005.

2. Теософ, т. 66, № 12, сентябрь 1945 года (Памятный выпуск).

3.Американское отделение //Курс обучения по теософии и Теософского общества// (Теософское Общество архив).