ТЕОСОФСЬКЕ ТОВАРИСТВО В УКРАЇНІ

Одеське відділення

Индийский дневник. ч.1

 Татьяна Дзюбенко

(Выражаю огромною благодарность в подготовке материала Кустовой Л.Г. и Минаевой Т.)

Часть первая

Как долго я мечтала попасть в эту благословенную страну!

И вот, кажется, исполняется моя мечта. До конца еще не верится. С трепетом жду ту минуту, когда моя нога сможет ступить на землю твою, о, Индия! Но до этого еще нужно проделать путь на поезде из Одессы в Киев, затем самолетом долететь до города Дубай в Эмиратах и только потом попасть в Индию. Вот уже и киевский железнодорожный  вокзал, и переезд в «Борисполь». Трап самолета… Взлет и… Внизу за окном иллюминатора Матушка-Земля. Как же ты красива! Временами самолет входит в облачность, и белая пушистая шаль окутывает его. Мы привыкли видеть облака, глядя на них снизу вверх, так они нам кажутся густыми плотными. А когда находишься внутри них, или смотришь на них сверху, то видишь, какие они нежные, тончайшие, кружевные… А как красивы горы, покрытые снегом, который золотится  в лучах солнца! Как величественны они! А самолет летит дальше… И вот уже  под нами сплошные пески… В песках видны островки - истинные оазисы, на которых стоят дома, а вокруг пальмы и зелень. И все эти островки соединены дорогами, которые пролегают прямо в песках. И диву даешься, как человек сумел преобразить голую пустыню! Таковы Эмираты. В Дубае нас встретил огромный и очень красивый аэропорт. Здесь мы ожидали самолет, который должен был унести нас в Индию. И вот, наконец, долгожданная индийская земля.

- Здравствуй, Индия - великая, красивая страна! Не зря на твою землю веками стремились попасть и мореплаватели, и путешественники!

Нас встретил переводчик, который провел с нами в дальнейшем более двух недель нашего путешествия.  «Меня зовут Георгий!» – представился он.  Конечно, мы все удивились: «Откуда в Индии столь привычное  для нашего уха имя?». Как оказалось, Георгий когда-то учился в России, в Иркутске, отсюда и знание русского языка, и имя, переделанное на русский лад. Мы его так и назвали «индийский сибиряк ».

Наше путешествие по Индии началось из города Мумбай. 129 лет назад Елена Петровна Блаватская с друзьями начала свое путешествие по Индии также из этого города, который тогда носил название Бомбей. Название Бомбей было дано городу англичанами, но сейчас городу вернули его древнее название Мумбай. Как пишет Е.П.Б. в своей книге «Из пещер и дебрей Индостана»: «Мамбе в переводе с маратского языка обозначает «Великая Матерь».

В Мумбай мы прилетели поздно ночью. Дорога в гостиницу шла вдоль берега Аравийского залива. Но нас поразило то, что  красота, пышность и богатство здешней природы сочетается с людской нищетой. В этот ночной час кто на циновке, кто просто на голой земле спали люди. Потом нам объяснили, что люди из деревень тянутся туда, где можно что-то заработать, т.е. в большие города, из-за этого огромная перенаселенность и поэтому, зачастую люди  остаются спать на том месте, где застала их ночь.

Утро наступившего дня было веселее. Необыкновенная красота природы впечатляла. Я впервые была в южной стране. И красота пальм на фоне голубого неба привела меня в полный восторг и, думаю, моих друзей тоже. В этот - первый день нашего пребывания в Индии, нас ждала экскурсия по Мумбаю. Но мы от нее отказались, т.к. решили поехать в каменный пещерный храм Каннари. По дороге нам немного показали город. Наш путь, как и ночью, лежал по широкому красивому проспекту, который называется «морская дорога – ожерелье королевы». На него выходят многие красивые здания: музеи, бизнес-центры, колледжи, больницы. Мне почему-то особенно запомнились: белое ажурное здание мусульманской больницы; круглое высотное, не менее впечатляющее здание научного центра;  здание мусульманского храма  HAJIALIDARGAN, который расположен на косе, далеко уходящей в море. Притом нам объяснили, что попасть в храм можно только во время отлива, а в месяцы муссонных дождей косу заливает и доступ в храм уже не возможен. Проехали мимо городского пляжа, но купаться  здесь в заливе  нельзя – вода очень грязная. Хочу также заметить, что именно в Мумбае находится знаменитая индийская киностудия, которая носит название «Боливуд». Именно здесь снимаются индийские фильмы, которые многим из нас были знакомы с детства.

В городе, как и вообще в Индии огромное количество различных языков, диалектов, религиозных групп. Здесь есть районы, где могут проживать представители только одной какой-то определенной религии, например, мусульмане, в другом только парсы, а представители других религий не могут селиться в этом районе. В городе есть районы, где стоимость жилья составляет 600-800 тыс. долларов. Для большинства жителей Индии это баснословные деньги.

Но вот мы достигли цели нашего сегодняшнего путешествия – заповедник, в котором находится пещерный храмовый комплекс Каннари. Эти пещеры и храмы были созданы руками людей в горе. В этих пещерах есть маленькие «комнаты», в которых, по всей вероятности, жили монахи. Можно встретить колодцы, в которые с помощью специальных сборников попадала вода. Есть огромные залы – храмы, с колоннами и скульптурами Будд, некоторые из них достигают семи метров в высоту. Будды здесь изображены в разных позах и имеют различные размеры.  В пещерах монахи уединялись от мира и трудились духовно. (Слово Будда переводится «Пробужденный». Здесь скульптуры Будд подразумевают святых, а не только Будду Шакьямуни – принца Сиддхартху.)

Здесь мы впервые встретились с обезьянами, которые свободно живут на этой земле, считаясь священными животными.

Мы вновь возвращаемся в Мумбай. Наша гостиница расположена рядом с заливом и вечером мы выходим, чтобы немного насладиться свежим морским ветерком. В лучах заходящего солнца, играя, плещется вода, и вся морская гладь покрыта огромным количеством различных по размеру и форме лодок. Очевидн, это рыбаки, вернувшиеся на ночь в город. Но мы не одни в своем желании подышать морским воздухом – местные жители уже заняли все места у парапета.

Вечером мы собрались вместе в одной из комнат. Пока нас восемь человек – членов группы «Альтаир». Мы делимся впечатлениями первого  дня, проведенного в Индии.

Наступило утро следующего дня, и мы готовы к новой экскурсии. Сегодня мы готовимся к встрече с островом, с любовью описанным Е.П.Б. в книге «Из пещер и дебрей Индостана». Кстати, пещеры Каннари тоже там упоминаются.

Мумбай называют «морскими воротами Индии», думаю, из-за огромного порта, но чтобы туда попасть, нужно пройти через очень красивое сооружение с арочным переходом. Его тоже называют «ворота Индии». Именно туда мы и едем, чтобы переплыть на Элефанту. Неподалеку расположены два здания в восточном стиле удивительной красоты – гостиница «Тадж Махал». Я думаю, что оба эти здания, как старое, так и новое, не зря носят название, при упоминании которого перед глазами возникает  кружевной необыкновенной красоты дворец, носящий это название – они тоже белые и кружевные.

Наш катер медленно набирает ход. Позади остается огромный очень красивый город, затем порт… И вот вдали «головообразный Гхарипури или Элефанта, со своим глубокой древности храмом. «Гхарипури» в переводе означает «город пещер», - по мнению ориенталистов, «город очищения» - коли верить туземцам санскритологам. Этот высеченный неизвестною рукою в самой сердцевине скалы храм из камня, похожего на порфир, давно уже служит яблоком раздора для археологов, из коих ни один не был доселе в состоянии определить даже приблизительно его древность». «В одной из древних легенд говорится, будто храм Тримурти на Элефанте построен еще сыновьями Панду, изгнанными по окончании войны, воспетой в Махабхарате». Однако по сегодняшним  официальным данным храму чуть более одной тысячи лет и посвящен он Богу Шиве.

 В какой-то момент остров показался мне похожим на голову и часть туловища крокодила, погруженного в воду. И даже одно из деревьев выделялось от других более желтым цветом, напоминая глаз этого крокодила. Быть может, это мои фантазии, но как же без них?..

Ощущение какое–то особенное, как будто меня ждет встреча с чем-то очень желанным…

Вот катер подходит к пристани, соединенной с островом длинной полосой земли, по которой проложены рельсы и ходит почти,  игрушечный паровозик, который перевозит туристов на остров. Но мы, как истинные путешественники, решили эту «пядь» земли пройти пешком. Мы у подножия горы. «Высоко вздымается скалистое чело Элефанты; густо обросло оно вековым кактусом, а под челом, у самого подножия скалы, высечены два придела и главный храм… Словно сказочный Змей Горыныч, широко разинул он черную зияющую пасть, как бы готовясь поглотить дерзновенного, пришедшего выведать сокровенную тайну титана; и скалит он на пришельца два уцелевших и потемневших от времени длинных зуба – две громадные колонны, поддерживающие при входе небо чудовища…», - так описывала свою встречу с Элефантой Е.П.Б. в уже упомянутой мной книге.

Храм по-прежнему сохранил свою величественность, хотя, как писала Блаватская, был разграблен португальцами, которые не оставили даже надписей, «кои могли дать ключ ко многому». Храм имеет крестообразную форму: большой зал и два боковых. Главный зал почти квадратный(130,5 футов длины и 130 ширины). Количество колонн одинаковое с каждой стороны. В  конце зала, прямо напротив входа, величественный высотой 19 футов (1 фут примерно 0,3м.)  лик Тримурти. Нам сказали, что это Шива в трех своих ипостасях: держащий в своей руке лотос – Шива-создатель; держащий плод цитрусового дерева – Шива-сохранитель; кобра перед его лицом  - Шива-разрушитель – это считается главной его ипостасью. Впереди выставлена была рука, ладонью в зал, что означает «защита», но, к сожалению, от нее остался только обрубок.  Пусть эта «защита» всего лишь условная, но даже так мы лишаем себя защиты Богов. Главное, что сохранилось здесь – это удивительная энергетика этого древнего места, построенного когда-то людьми, а может, Богами… Кто знает?

Людей было не очень много, и мы смогли посидеть в медитации, насыщаясь энергиями этого храма и самого острова, ощутив себя в вихре белого света, который спускался на нас. Благодарили Учителей и Творца… Но наступил момент прощания с Тримурти. Каждый подошел к этому величественному изваянию. Каждый просил о чем-то своем, заветном. Но одно было общим для всех – все украдкой вытирали слезы…

Вечером мы сели в поезд, который уносил нас дальше, в глубь Индии – мы ехали в Аурангабад. В Аурангабаде нас поселили в великолепную гостиницу, напоминающую восточный дворец и окруженную прекрасным  цветущим садом. На балконе-беседке каждого из наших номеров была качелька, такая же красивая, как все вокруг. Перед балконом – зеленая лужайка, окруженная пальмами, по которой гуляли белые цапли. В общем, здесь мы полностью могли ощутить себя как в сказке.

Возле Аурангабада находятся два очень больших и красивых пещерных храма – Эллора и Аджента. В первый день мы посетили храмы Эллоры. В Эллоре находятся 34 великолепных пещеры, вырубленных в цельной скале «Чарандари хилл». Наша экскурсия началась с пещеры очень популярной и известной как Кайлас (обитель Шивы). Считается, что эта пещера посвящена Богу Шиве, который в индуизме считается самым важным, но и другие боги индуистской религии здесь представлены. Этот храм вырезан из монолитного камня в форме колесницы в дравидийском архитектурном стиле. На его стенах с верху до низу вырезаны небесные фигуры различные инкарнации Вишну и великолепные миниатюрные сцены из двух классических драм Добра и Зла – «Рамаяны» и «Махабхараты». Божественность Шивы символически отражена в форме фаллической эмблемы  - лингама (фаллического символа, знака Шивы и символ его неисчерпаемой творческой мощи). Лингам расположен на йони ( символизирующий скульптурное изображение женских половых органов). Йони служит основанием поднимающегося из нее фаллоса.  Это изображение очень часто повторяется здесь, а также во многих других храмах, которые мы посещали. Это есть символ творения.

Остальные пещеры были высечены монахами трех различных религий: индуистской, буддистской и джайнистской. Все они замечательные творения искусства и архитектуры, к тому же являются примером религиозной терпимости и толерантного отношения как между религиями, так и в покровительстве индуистских королей.

В одном из храмов проделано отверстие, через которое спускается солнечный луч, когда-то здесь находился алтарь. Мы по очереди становились в его центр, и чувствовалось, как по телу проходят необыкновенные очень мощные вибрации. Целый день ощущалось состояние спокойствия, как будто Боги сопровождали нас. В одном из залов мы начали петь, сначала по одному, затем все вместе, пропев звуками «а-а-а» весь нотный ряд – это было очищение по чакрам. Но интересно и то, что звук поднимался по каким-то каналам вверх  и раздавался оттуда эхом - это было великолепно. А в довершение ко всему через Леонору к нам пришло послание от Индры в стихах. Безусловно, нас переполняли радость и счастье, а наши сердца наполнялись любовью. Как хочется, чтоб вы сейчас прочувствовали это состояние и передали любовь дальше своим близким, друзьям и просто всему живому.

На следующий день мы поехали в Адженту. Для наших современников пещеры Адженты были открыты случайно, когда группа британских солдат охотилась в лесу. Полагают, что англичанин Джон Смит открыл их в 1819 году, увидев со смотровой площадки, находящейся вверху,что-то необыкновенное, заросшее джунглями. В то время Аджента была территорией правителя Хайдарабада, поэтому британцы доложили об этом чрезвычайном открытии правителю. Он и приказал откопать все пещеры.

Что же из себя представляет Аджента? Посредине плато Декан, в полукруглой долине находятся 30 пещер, вырубленных вертикально в вулканических базальтовых скалах. Пять из этих пещер относятся к чайтайя (соборам), остальные к вихарас (т.е. монастырям). Современные ученые считают начало создания этих пещер между 200 г. до н.э.  и  200г. н.э. Пещеры использовались для медитаций и просветления, т.е. стали местом пребывания мудрецов (риши) для достижения дисциплины, самоконтроля, духовного экстаза и транса. Здесь есть зал собраний – святыня и темные кельи с каменными постелями. Благодаря тому, что эти пещеры много веков были скрыты от людского глаза, они очень хорошо сохранились, сохранились скульптуры, великолепная каменная резьба, живопись.

Аджента  – это огромная коллекция классицизма в Индии. Стили живописи Тибета, Непала, Шри Ланки, Китая, Японии все происходят от настенной живописи пещер Адженты.  Некоторые из картин посвящены жизни Будды – принца Сидхархки. А одна из картин (самая известная) о Бодхисатве Падмапани, выделяющегося на темном фоне; на лице божественное безмолвие. Хорошо обрисованы брови, глаза и нос. На его шее ожерелье из бусинок. Он держит голубой лотос – символ чистоты и мира. На нижней панели – принцесса Адженты. Потолок покрыт меленькими панелями, покрытыми растительными, геометрическими рисунками, изображениями животных.  В одной из пещер – куполообразный потолок и возникает чувство, что по потолку пробегают волны и дует ветерок. Здесь есть и не законченные пещеры, где форма колонн только намечена, но не отесана и не имеет таких прекрасных украшений, как на других колоннах. Есть также много статуй Будды, одна из которых достигает 26 футов. Великолепные ступы украшены непередаваемыми орнаментами. Аджента  - один из самых мощных и красивых храмов, которые мы посетили. Настроение у всех здесь было различным: кто-то был спокоен, кто-то чувствовал, что наворачиваются слезы,  к кому-то возвращалась память прошлых жизней. Все как-то по-своему реагировали на это место - оно обращало нас к чему-то высокому, светлому, заставляло задуматься о смысле жизни.

Отсюда мы вновь поездом вернулись в Мумбай, для того чтобы уже самолетом лететь в Бхубанешвар.

Индийский дневник.

                                                   Часть вторая (продолжение).

Наше путешествие продолжается. Самолет, в котором мы летели, приземлился в Бхубанешваре (штат Орисса). Здесь нас встретил гид, и мы поехали в гостиницу. Нас поразила чистота города. Это совсем  не было похоже на то, что мы видели в Мумбае и Аурангабаде. Гостиница была почти такая же красивая, как в Аурангабаде. При входе в гостиницу нам надели венки из живых цветов, для Индии – это традиция, а нам - европейцам, это было особенно приятно. Надо сказать, что климат на восточном побережье Индии отличается от западного побережья, откуда мы только что прибыли. Здесь климат более влажный, что сразу отражается на растительности. Бхубанешвар нас встретил дождем – это был единственный дождь за все время пребывания в Индии.

Небольшая справка о самом штате Орисса. В разные периоды  истории он носил различные названия: Калинга, Уткала, Конгада, Одра-деша. Это земля седой древности, величественных монументов, утонченных ремесел (ручных производств). Площадь штата – 1, 55,707 кв. км. Главные занятия  населения – земледелие и охота.

Утром следующего дня мы поехали на экскурсию. Первыми были пещеры, расположенные в 8 км  на северо-запад от Бхубанешвара. Это два холма. Первый 133 фута высотой и носит название Кандагири. Второй – 110 футов, носит название Уйдагири. В Кандагири – 19 пещер, расположенных в два этажа, которые были когда-то выдолблены монахами в цельной каменной глыбе. В Уйдагири – 44 пещеры. Хати Гумфа или Пещера Слонов описана в хронике жизнеописания Короля Кхаравела. Здесь также сохранилась часть стены, кладка которой напоминает кладку египетских пирамид, и довольно широкая, правильной формы лестница, ступени которой, по видимости, уходят сейчас глубоко под землю. Здесь впервые мы встретились с достаточно большой обезьяной, которая держала на животе своего маленького детеныша, но, испуганная появлением людей, побежала, а детеныш, крепко обняв свою мать, так и остался висеть у нее под животом. У подножия храма расположился небольшой базарчи, такой характерный для Индии. Здесь продавали кокосы и другие фрукты. Я с большим удовольствием, выпила молоко прямо из кокоса, тем более, что это было первый раз в моей жизни. В знойный летний день кокосовое молоко хорошо утоляет жажду.

Дальше мы поехали в Пури - один из центров паломничества, где находится один из четырех самых больших и наиболее важных храмов индуизма, знаменитый храм Джаганнатха - «Владыка Мира». Поскольку храм действующий, нас туда не пустили. Но посмотреть на него мы могли со специально оборудованной площадки, расположенной рядом с храмом. Он представляет собой комплекс из нескольких храмов, соединенных внутренними двориками. Самый дальний от входа - самый высокий и, судя по архитектуре, самый древний. Главные божества храма – Господь Балабхудра, Богиня Субхадра и Господь Джаганнатх. Эти три божества составляют Тримурти, т.е. Троицу. Пури славится своим ежегодным праздником колесниц - Ратхаятра, проводимым в июне-июле. Праздник колесниц, как считают местные богословы, возник толи в честь Бога Рамы, вернувшегося из Шри-Ланки после победы над Раваной, то ли в честь переезда бога Кришны из Гокуля в Матхуру после его победы над демоном Кансой, его злонамеренным дядей. За 45 дней до праздника 400 столяров, резчиков по дереву и художников делают три гигантские колесницы на главной улице города, расположенной перед храмом: колесница для Джаганнатха имеет высоту 11 метров и опирается на 16 колес, две другие поменьше – для его брата Балабхадры и сестры Субхадры. В дни праздника эти три деревянных божества на колесницах перевозятся в храм Гундике Гхар на временное семидневное пребывание. Согласно одной из легенд, изображения богов стали возить по городу, чтобы их могли увидеть те, кому вход в храм закрыт. С просьбой об этом обратилась к своему царственному супругу Индрадьюмне прелестная Гундичи, в честь которой на одной из улиц Пури построен маленький храм. Около него колесницы обязательно останавливаются. Но поскольку мы пребывали в Индии в апреле, то могли только прослушать рассказ об этом замечательном празднике, который собирает в это время 500 - 600 тысяч человек. Обычно в храме живет около 3 тысяч человек. Рядом с храмом находится огромное здание кухни, которая может накормить единовременно около 10 тысяч паломников. На улице, расположенной перед храмом, в обычные дни располагается базар с характерным для таких мест шумом и суетой, по которым в Индии ходят не только люди, но и коровы. Из всех мест, в которых мы побывали в Индии, только здесь мы видели велорикш. Это красиво украшенные повозки на велосипедных колесах, которые тянут  люди.

Следующим местом, в котором мы побывали в этот день, был храм Конарк – храм Солнца – известен также, как Черная Пагода, находится в 36 км от Пури. Храм был построен королем Лангула Нарасигха Дева в 13 столетии н.э. с помощью 1200 архитекторов и строился 12 лет (по официальным данным). Форма храма  - Колесница Бога Солнца. Высота храма 228 футов. Храм украшен 24 колесами и 7 лошадьми. Колеса закреплены к платформам. В каждом колесе 8 спиц. 24 колеса обозначают24 часа, а 8 спиц – 8  трехчасовых периодов суток. Фигура военной лошади в Конарке понимается, как символ правительства штата Орисса и его былой военной славы. Главные ворота Конарка украшены  двумя львами. Видно, как лев  прижимает большого слона, который держит в хоботе человека. Здесь лев – символ силы, а слон – символ богатства. На храме есть изображения трех ипостасей Бога Солнца. На южной стороне  храма находится изображение Бога Митры – Бога восходящего солнца, на западной – Бога Пунсаны – Бога полуденного солнца, на северной – Бога Харитасва – Бога заходящего солнца. Стены храма также украшены изображениями сцен из Камасутры. Сюжеты этих сцен обычно шокируют европейцев, т.к. откровенно  отражают сцены любовного быта, включая позиции любовного соития. Но у самих индийцев никакой ассоциации с порнографией они не вызывают, скорее наоборот, каким бы неожиданным нам это не показалось, они связываются с самыми «очищающими» символами, имеющими отношение к плодородию, и соответствуют магическим представлениям. Их можно истолковать и в свете более высоких натурфилософских идей, как сочетание высшего мужского творческого начала с женской природной субстанцией, ведущее к достижению высшего состояния – слиянию с божеством в духе тантрийской практики. Растительные орнаменты, украшающие храм, просто не поддаются описанию. Невозможно выразить красоту и тонкость этой работы – это просто кружево в камне. Бенгальский поэт Рабиндранат Тагор бал настолько тронут красотой этого храма, что сказал : «Здесь язык человека поражен языком камня».

По дороге в гостиницу мы любовались красотой этих мест: водами Бенгальского залива, спокойно и томно катящими белые барашки волн, согретые и изнеженные лучами жаркого южного солнца; пышной растительностью - здесь прекрасно сочетаются высокие, рвущиеся вверх кокосовые пальмы, а также лиственные и хвойные породы деревьев и кустарников; хижины, покрытые пальмовыми листьями, напоминающие знакомую с детства книгу «Хижина дяди Тома»; банановые плантации; рисовые поля, украшенные цветами водяного гиацинта, который выполняет здесь роль индикатора – как только цветы заполняют большую площадь, значит, вода достаточно пресная и можно пускать соленую воду океана.

Вечером, после ужина, мы как всегда собрались в одной из комнат. Леонора рассказывала много интересного.

На следующее утро мы вылетели в Бангалор.

В Бангалоре мы встретились с Наташей, организатором этой прекрасной поездки. Теперь нас уже девять человек, членов группы «Альтаир». Почти весь день ушел на переезд. Вечером мы немного побродили по городу, зашли в магазины. Город очень большой и оживленный. День наш закончился ужином в ресторане гостиницы, который находился на последнем, двенадцатом этаже. Мы сидели на большой открытой террасе, откуда были прекрасно видны разноцветные огни ночного города и самолеты, которые беспрестанно взлетали и садились – такова интенсивность движения в этом городе.

Рано утром, на рассвете нас разбудил своим пением муэдзин, очевидно, неподалеку располагалась мечеть. После завтрака нас ждала экскурсия по городу. Как я уже говорила, город большой и очень красивый. Мы побывали в храме Искон, в котором живут и молятся те, кто поклоняются Богу Кришне. Это довольно большая территория с огромным храмом, фонтанами и водопадом. Вход в Храм очень интересен – это помещение, разделенное лабиринтом, в каждом промежутке которого - четыре разделенные плиточки и таких плиточек 108. На каждой плиточке необходимо спеть Махамантру «Харе Кришна»  и только потом переступить на следующую. В храме нас угостили прасадом, т. е. пищей, которой изначально угощали Бога.

Затем мы поехали в ботанический сад. Перед входом огромная клумба, сделанная в виде часов. Для нас в Индии все деревья были экзотическими, но здесь были собраны самые красивые их сорта. Сад напоминал один большой цветок, окрашенный различными красками – это просто великолепно. Также сад украшает ажурный стеклянный дом, который носит название Лалбах, в его тени  можно было немного отдохнуть. Над садом летала стая орлов – очевидно, это родители учили детей летать. Стая то опускалась, то быстро влетала вверх, создавая удивительное зрелище.

После обеда нас ждал друг Леоноры и мы поехали к нему в гости. Кутапа когда-то учился на Украине,  здесь встретил и полюбил молодую девушку. Они поженились, и Кутапа 18 лет прожил на Украине. Но, к сожалению, после трагедии с женой вернулся на родину вместе с сыном. Через некоторое время опять женился, чтобы у сына была мать. И вот теперь эта радушная семья ждала нас в гости. Стол был накрыт в европейском стиле, и мы с большим удовольствием уплетали отварной картофель, т.к. уже изрядно успели по нему соскучиться. Общаться было легко,  Кутапа прекрасно говорит по-русски, а сын в разговоре с нами тоже начал вспоминать русский язык, уже несколько вытесненный английским. Когда мы заговорили о Рерихах, Кутапа сказал, что буквально в пяти минутах езды от его дома находится усадьба-музей Святослава и Дэвики Рани-Рерих. Конечно, мы решили обязательно туда заехать.

При входе в усадьбу еще сохранился гостиный домик. Дорожка вела дальше в глубь усадьбы, где расположен дом-музей. Но, к сожалению, это был праздничный день, и музей был закрыт. Поэтому мы смогли заглянуть только на веранду, где стоят плетеные кресла и диван, а на стенах развешаны портреты семьи Рерих. С одной стороны дома огромный баньян, с другой - полуразвалившееся здание парфюмерной фабрики. Сырье  для этой фабрики давали деревья, выращиваемые непосредственно на усадьбе. И пусть простит меня Матушка-природа, но любопытство мое оказалось сильнее, и я отломила маленький кусочек веточки такого дерева. Надо сказать правду - аромат необыкновенный. Чуть в глубине усадьбы два надгробья: одно - Святослава, другое – Дэвики. Сама усадьба составляет 420 акров (1 акр - 4046,86 кв.м). мы хотели пойти погулять в глубь нее, но нам сказали, что это опасно, т.к. там водятся дикие и хищные звери. К сожалению, усадьба сейчас находится в запустении; поскольку наследников не было, она осталась в собственности Индии.  И, поклонившись надгробьям и бывшим хозяевам этой усадьбы, мы покинули это место, которое и сейчас украшают удивительной красоты индийские деревья.

 Мы с большой благодарность простились с Кутапой и его прекрасной семьей. В этот вечер нас вновь ждал поезд, мы ехали дальше …

В 7:45 мы прибыли в Хостеп, а затем три часа автобусом добирались до Бадами. Здесь природа уже совсем другая – гористая местность. Камни вокруг удивительной красоты с прожилками различных цветов: красные, фиолетовые, синие. На полях выращивают в основном арахис, подсолнечник, папайю, бананы, сахарный тростник, кукурузу.

Сейчас Бадами – маленький городок. Когда-то это была первая столица династии Чалукиас и, по-видимому, древний и огромный город.  Леонора сказала, что начало строительства этого города относится к 1 млн. 800 тыс. лет назад, продолжение - около 800 тыс. лет назад и последнее около 200тыс. лет назад. Его ограждала стена высотой 7-8 метров и длиной 70 тыс. метров. Город был, а возможно и сейчас соединен подземными переходами с храмами Адженты, Элефанты, с Кайласом и Грецией. (О подземных переходах, уходящих от Элефанты, писала еще Е.П.Блаватская в книге «Из пещер и дебрей Индостана»).

Сохранились до нашего времени пещерные храмы, которые поражают своей красотой. Один из этих пещерных храмов посвящен Богу Шиве, второй и третий – Богу Вишну, а четвертый – джайнизму (третьей по значению религии Индии после индуизма и буддизма). Джайны-дигамбары ходят нагими. Они не носят одежду, в привычном для нас понимании, хотя считают себя «одетыми в  страны света».

Поскольку все древние храмы располагались около водоемов, то и здесь было создано руками людей озеро, некогда с чистой водой, но сейчас заиленное и цветущее. Но жители деревни, расположенной у подножия храмов на останках древнего города, которые проступают  между их хижин, используют это озеро для стирки своих вещей и тут же на ступенях водоема сушат  разноцветные сари и другую одежду.

По другую сторону от пещерных храмов на горе расположен выстроенный храм, но чтобы пройти к нему, нам пришлось пробираться  по бездорожью, через кусты и колючки, а затем вдоль высоко ущелья, где было множество обезьян. Но все же мы поднялись туда и, кроме красивого храма, смогли посмотреть великолепную панораму этой местности: далеко внизу осталась деревня, через которую мы проходили; из репродукторов было слышно пение муэдзина; а вокруг непередаваемый по красоте пейзаж.

Утром следующего дня мы поехали смотреть храмы Айхола и  Паттадакала. Дорога шла  между эвкалиптовыми деревьями, местами росли огромные юкки – листья их достигали полутора метров длины, а высота цвета – до трех метров. Почвы в основном красные, богатые рудой. Здесь ее добывают и перерабатывают, также добывают камень. По дороге мы встречали стада овец и коз, буйволов, которых используют не только для перевозки, но и для работы на полях,  большие выстроенные курятники. Это было время  сбора урожая кокосовых орехов и бананов. В деревнях бегали разукрашенные в честь праздника мальчишки и обливали друг друга разноцветной жидкостью. Наш автобус не миновала эта же участь, пришлось заплатить «отступного».

Айхол – огромная территория. Это была вторая столица династии Чалукиас.  Здесь много храмов, посвященных Богу Вишну.

Но нас более всего покорил Храм Солнца, уединенно возвышающийся на горе. Леонора рассказала, что этот храм находился на самой высокой точке города и был окружен забором (его остатки сохранились и до наших дней). Вокруг храма располагались четыре беседки, соответствующие четырем сторонам света. Сам храм был отделан драгоценными и полудрагоценными камнями. Лучи восходящего солнца отражались в этих камнях, и их свет заливал территорию вокруг храма, очищая ее. Люди считали, что там живут Боги. Храм был недоступен для простых людей.  Те, чье любопытство оказывалось сильней, и они делали попытки пробраться к храму – погибали,  потому что свет, исходящий от камней, могли выдержать только Посвященные.

Нам было здесь очень хорошо, легко и свободно дышалась, мы смогли провести медитацию и получить огромное наслаждение.

Дальше наш путь был в Паттадакал. Это тоже большой храмовый комплекс. Очень красивый. В одном из его храмов и сейчас проводятся службы, и  горит огонь возле священного быка – Нанду. Территория комплекса ухожена и охраняется. 

О красоте храмов Индии можно говорить бесконечно, и все они отличаются друг от друга своим разнообразием и неповторимость.

 Часть третья

Наш путь ведет нас дальше. Мы переезжаем из Бадами автобусом в Хампи.

В 13 км от Хостепа в районе Карнатака Беллари, на площади 350 км,  лежат прославленные руины Хампи. Здесь можно увидеть остатки прежних храмов, базаров, королевских дворцов, бани, фортификации. Они говорят о могущественной и величественной империи Индии – Деккан и ее бастионе – Виджаянагаре или «Граде Победы». Руины Виджаянагара – эффектные сооружения среди скал у реки Тунгабхадра - были обнаружены геологической экспедицией в 1960 г.

Султаны Дели в начале четырнадцатого столетия вели политику агрессии против правящей индуистской династии в Южной Индии. Султанам Дели стало известно, что короли Южной Индии хранят сказочные богатства в своих сокровищницах и храмах, и султаны нанесли жестокий удар по ним.

Примерно в это время два принца Ядава из Деккана – Харихара и Букарайя, объявили свою независимость от  султанов, и под влиянием мудреца Видьяранья ,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          (священник храма Вирупакша) начали борьбу за дело индусов, организуя поддержку других правителей-индусов на юге. Скинув ярмо султанов, два брата основали в 1336 году новый город  Анегунди на южном берегу реки Тунгабхардра. Этот город стал легендарным городом Виджаянагара – славной столицей империи, которая дала свое название целой империи, культуре и людям на юге Индии. Город был построен так, что семь укрепленных стен, одна внутри другой составляли крепость в виде круга на вершине холма. А река Тунгабхадра, протекающая на севере, создала для Виджаянагара естественную неприкосновенность, давая империи стратегическое преимущество над соседними королевствами. Эта  столица трех поколений индусских правителей на протяжении 200 лет достигла  расцвета при правлении Кришнадеварайи (1510 – 1529 г.г.) и Ачьютарайи (1529 -1542 г.г.). Угрозу мусульманского нашествия удалось сдержать до 1556 года.

 До того как стать столицей Виджаянагарской империи, Хампи существовала как центр паломников со знаменитым храмом Господу Вирупакша на холме Хемакута. Храм Вирупакша посвящен форме Шивы (Вирупакша) под именем Пампапати (Повелитель Пампы) и увековечивает его женитьбу на Пампе – богине Тунгабхадры. Храм посвящен богине Пампе и ее супругу Шиве. Это единственный храм в этом районе, который действует до сих пор. Живущий тут слон участвует в церемонии пуджи. К слону стоит очередь, и каждый, кто желает к нему подойти, несет ему какие-то фрукты и угощает. Затем слон хоботом благословляет его.

Многие мифы связаны с индусской эпической поэмой «Рамаяна», действие которой как полагают, происходили в близи Хампи. Картины из этой поэмы изображены на храмах Хампи. Нам показали  место, расположенное высоко на горе, где якобы родился Хануман – Предводитель обезьян, который помог Раме освободить Ситу из плена Раваны. Здесь также находится пещера, где, по преданию, Сугрива прятал драгоценности Ситы. Укрепленные стены окружают монастырский центр, в середине которого находится великий храм  - Хазара Рама. Наружные стены его покрыты фризами с изображением церемоний на празднике Маханавами. Здесь же можно увидеть рельефы с сюжетами из Рамаяны.

В горах Хемакута сохранились малые храмы и святыни. Среди них находятся два монолитных храма – Храм Кришны  и Ганеша и Кришны-деварайи. Как считается,  храмы были возведены в 1513 году в ознаменование военного похода в Ориссу.

Дальше дорожка ведет через банановую рощу к огромной монолитной статуе Нарасимхи – это образ Вишну в его инкарнации получеловека-полульва.

Самый грандиозный из всех памятников Хампи – храм Витхала олицетворяет вершину искусства и архитектуры эпохи Виджаянагара. Храм посвящен Витхале – воплощению Вишну-Охранителю. Перед храмом стоит каменная колесница. А перед главным святилищем храма находится  большой открытый зал (махамандапа) на низком постаменте с резными колоннами. Колонны в храме испускают различные звуки при постукивании ( с такими колоннами мы впервые встретились в храмах Адженты).

Как прекрасно мы чувствовали себя, сидя прямо на полу махамандапы, крыша которой укрывала нас от знойных солнечных лучей, а легкий ветерок обдувал наши тела. Некоторые из нас просто легли на пол, получая необыкновенное наслаждение и, наверное, те благодатные энергии, которые спускались на нас. Но пришло время расстаться с этим храмом, и мы поехали дальше. Нас привезли к удивительному месту, где некогда находился целый город, окруженный огромными по толщине стенами в несколько рядов, остатки которых мы могли наблюдать. А перед местом, где, очевидно, был вход, лежат очень большие каменные ворота. На территории находится остатки огромного сооружения – ступенчатая  усеченная пирамида, высотой около шести метров. По расположенным на ней ступеням, мы смогли подняться вверх, и оттуда открывалась панорама некогда величественного города. Сейчас это только фундаменты былых сооружений. Леонора сказала, что пирамида была храмом Солнца, из которого исходили дороги-лучи, ведущие к другим храмам, посвященным планетам солнечной системы и расположенным в астрономическом порядке. Здесь же мы увидели сохранившиеся каменные канавки – это была система подачи в город воды. Также сохранились купальни – гхаты, которые считаются здесь самыми священными. На высоких скалах вдали тоже можно было увидеть остатки древних храмов.

В северной части за остатками некогда возведенной стены, высотой около десяти метров, находится слоновник – очень красивое сооружение,  с 11 помещениями, где когда-то содержались слоны. А неподалеку расположен дворец принцесс – Лотос-Махал. Его еще называют Дворец-кондиционер, т.к. в стенах дворца находятся трубы, по которым пропускали холодную воду, и благодаря этому во дворце никогда не было жарко. Сохранилось также здание купальни для принцесс. Все эти сооружения – слоновник, Лотос-Махал, купальни построены в мусульманском стиле на руинах индуистских сооружений.

Территория храмового комплекса настолько велика, что посмотреть все достопримечательности, наверное, просто невозможно. Но по дороге  мы заехали еще в одно очень красивое место – это был просто банановый рай, т.к. дорога шла именно через плантации бананов, на которых уже висели огромные кисти с плодами, на концах которых  местами  сохранились розово-фиолетовые цветы, удивительной красоты. Мы шли к священному Лингаму. Существует поверье, что нужно загадать желание  и бросить монетку так, чтобы она отлетела от лингама и упала в воду, окружающую его, и если это получится, то желание сбудется. Это, конечно, была трудная задача. Но, я думаю, что  оставленные нами здесь монеты помогут нам еще раз вернуться в это прекрасное место.

Красоты красотами, а проза жизни остается. Время обеда уже давно прошло и, конечно, все хотели кушать. В этот день нас повезли обедать в вегетарианское кафе ( если это можно так назвать). Это было еще одно экзотическое место, т.к. кафе расположилось ярусами на крутом берегу реки, которая протекает далеко внизу. Мы находились в полном окружении девственной природы. Вид, конечно, просто великолепный. Столики здесь достаточно низкие, и мы садились  на циновки, расстеленные просто на полу. Блюда, которые нам подавали, были  приготовлены в стиле индийской кухни и очень вкусные. Это были блюда из риса, приготовленные по различным рецептам, соусы и момо, по форме они похожи на наши вареники, только с овощной начинкой, и, по нашему желанию, приготовленные на пару либо жаренные в масле. Хочется вообще немного остановиться на индийской кухне. Рис для индийцев – тоже, что для нас хлеб насущный. Количество блюд из риса и рисовой муки не поддается перечислению – он может быть холодный и горячий, сладкий и соленый – без риса в сопровождении разных приправ индийца просто невозможно себе представить.

Хлеб у них заменяют пресные пшеничные лепешки – чапати, которые мы также успели полюбить. Их готовят непосредственно перед едой и едят горячими.

Основным источником белков являются бобоовые: фасоль, бобы, чечевица, зеленый горошек и др. Главным же источником животных белков – молоко и молочные продукты, а в некоторых районах – мясо и различные блюда из него.

Практически у каждого человека, впервые попробовавшего индийскую пищу и испытавшего ощущение пожара во рту, возникает вопрос: «Как это можно есть?». Сами же индийцы поедают огненные пряности в больших количествах с явным удовольствием, а пожар во рту залива, чаще всего, простоквашей. Собственно, огромное разнообразие и изобилие приправ, специй и пряностей и составляет главный секрет и своеобразие индийской кухни. И хотя их пищевая ценность невелика, именно они являются «душой» традиционной кухни и важнейшим элементом для ее создания, а создать правильно блюдо – задача не менее трудная и доступная, чем хорошо исполнить музыкальную пьесу, сыграть спектакль или спеть песню. Кроме того, пряности оказывают на организм человека сильное воздействие, поставляя необходимые эфирные масла, глюкозиды и другие важные компоненты. Нельзя забывать, что они обладают сильным бактерицидным и консервирующим воздействием, что немаловажно в жарком климате. Истинный знаток пряностей, готовя блюдо, обязательно будет учитывать не только их вкус, но и общее психофизическое состояние человека. Он знает, что мускатный орех улучшает работу головного мозга, кардамон, семена лотоса, роза и шафран нормализуют деятельность сердца, корни лотоса – ног, а черный и кайенский перец  - органов пищеварения.

 Теперь вернемся к нашему путешествию. Утром следующего дня мы отправились в Хасан. Наш путь составлял 325 км (8 часов). По дороге мы остановились на ланч в небольшом городке – Читрадурга. Этот городок расположен у подножия скалистой горной цепи и служил аванпостом в эпоху династии Виджаянагар. К вечеру мы прибыли в гостиницу, которая полностью отличалась от тех, в которых мы останавливались прежде. Это были отдельные одноэтажные коттеджи, утопающие в зелени и цветах. Здесь мы были, как в раю.

Наступил новый день и мы поехали осматривать самые выдающиеся храмы Хасана, расположенные в Белуре и Халебиде. Начиная с 11- 13 веков Белур наравне с Халебидом был столицей государства Хойсала. Первым в этот день мы осмотрели храм Белура – Ченна-Кешава, посвященный Вишну в честь победы над войсками Гола (1126), он был возведен по велению правителя Вишнувардханы. В конце главной улицы высокой гопурой государей Виджаянагара отмечен вход в храм. Внутри находится обширный мощный двор в окружении малых святилищ и колоннад. В центре стоит главная храмовая постройка – святилище в форме звезды, которое открывается колонным залом с решетчатыми портиками фронтона. Вся поверхность серо-зеленого сланцевого сооружения покрыта богатыми резными рельефами удивительной красоты. Внутри храма колонны черные, отшлифованные, похожие на гранит. Колонны все разны, ни одна не повторяет другую. Эта красота пробирает до слез, невозможно не восторгаться ею.

Но вдруг мы услыхали звуки барабанов и еще каких-то духовых инструментов – начинался праздник, представляющий собой шествие: впереди шли оркестранты, а сзади на колеснице везли изображение каких-то Богов ( по всей вероятност, это бог Кришна со своей женой Радхой), украшенные гирляндами живых цвето; рядом стояли священнослужители; вокруг также шли служители храма и местные жители. Все это шествие направилось к основному храму, куда было внесено изображение Богов.

Примечание. Хочу отметить, что я даю официальные даты постройки. Но они часто расходятся с датами, которые дают эзотерики.

Главной достопримечательностью Халебида является храм Хайсадешвара, строительство которого начал в 1121 г. царь Вишнувардхана. Это сооружение включает два одинаковых храма, каждый из них имеет свое святилище с решетчатыми портиками и лингой. Каждому храму предшествует павильон с огромной статуей быка Нанди – быка, возившего Шиву. Храмы функционируют в единстве. Стены храмов приподняты на цоколях с изображением животных и сцен из Рамаяны и Махабхараты. На одном из изображений мы видим многоголового Равану, распростертого под Шивой и Парвати, которые восседают на горе Кайласа.

Перед храмом прекрасная зеленая лужайка с великолепными цветами и деревьями. Здесь можно было немного отдохнуть от знойного полуденного солнца, от которого раскалился каждый камешек храма и дорожек вокруг него. Несмотря на то, что дорожки были устелены циновками, наши босые ноги с трудом выдерживали этот жар.

В этот день мы смогли еще отдохнуть  на территории гостиницы: позагорать и поплавать в  такой приятной освежающей воде бассейна, которая искрилась голубизной в солнечных лучах. Кто хотел, мог пойти на аюрведический  массаж – он прекрасно расслаблял тело. Вообще, здесь мы смогли немного отдохнуть от переездов, прогулок по храмам, немного осмыслить все увиденное ранее. А утром опять в путь, в Майсур.

Я очень хотела увидеть лотосы. Какие они в естественной природе? Но в озерах Индии они были еще не распустившимися.

И вот Майсур – последний город на территории Индии, в  котором мы должны были побывать. Майсур расположен среди плодородных полей, на которых растут рис (если много воды),  капуста, помидоры и много других овощей. В горах много кокосовых пальм. Майсур был столицей Водияров, которые правили южной Карнатакой при государях Виджаянагара. Династия Водияров правила почти непрерывно с 1399г. до достижения страной независимости, за исключением 38-летнего правления мусульманского военачальника Хайдара Али и его сына султана Типу. Султан Типу - «Майсурский тигр» - был искусный дипломатом, опытным воином, ученым и признанным поэтом, а его военные и административные таланты сочетались с мечтами о современном, промышленно развитом  государстве. Современный Майсур представляет собой плоды трудов султана Типу, который в 1793 году сравнял с землей старый город и выстроил нынешний.

Одним из его детищ является великолепный дворец Амбавилас, сокровищница замечательных резных работ и произведений искусства со всего света. Фотографировать внутренние помещения здесь запрещено, а словами трудно описать неповторимую красоту холла, залов и небольших помещений, расписанных яркими узорами и украшенных разноцветными кафельными плитками с дивными орнаментами, цветными витражными стеклами, привезенными из Глазго. Зал публичных приемов, украшенный золотом и бирюзой, излучает царственное великолепие. Основная часть этого индо-мавританского сооружения с куполами и башенками, арками и колоннадами была возведена Генри Ирвингом в 1897 году, сменив прежнее здание, погибшее при пожаре. Дворец прекрасен и днем, освещаемый солнечными лучами, и вечером в сумерки. По праздникам и выходным в 8 часов вечера зажигаются тысячи лампочек, обрамляющих весь дворец, и в это время он просто неповторим. Мы приехали в Майсур как раз в праздничный день и смогли своими глазами видеть это великолепие.

Также очень красива летняя резиденция султана, но, конечно, не стол величественна, как дворец Амбавилас.

Утро следующего дня началось  с подъема по 640 ступеням вверх на вершину скалы Индрагири высотой 143 м, где находится самая известная святыня джайнов в Южной Индии. Тут находится статуя  Гоматешвары (17,7м) или Бахубали, сына первого джайнистского тиртханхары. Обнаженный святой бесстрастно смотрит вдаль. Его руки и ноги поросли вьюнками, что указывает на продолжительность неподвижной медитации святого. На противоположной стороне, на горе Чандрагири, также виден храмовый комплекс. У подножия холма виден водоем и несколько джайнистских храмов. Вид с горы очень красив. Но мы спускаемся вниз и едем дальше.

Нас привезли в небольшое селение, где мы видели, как современный мир использует остатки древних храмов под бытовые нужды. Здесь же находится огромный водоем,  на берегу которого расположился храм. Нам повезло увидеть там индийскую свадьбу с танцами, прожекторами и огромным количеством людей. Нам сказали, что на свадьбах в Индии присутствует до тысячи человек. В огромных чанах стояла приготовленная еда и ждала своего часа.

Затем мы поднялись на гору, где находится действующий храм. Нас поразили рисунки на ступенях лестницы, напоминающие наскальные.

Следующее место можно скорее назвать остатками храма. Оно впечатлило нас высотой и огромными блоками с остатками скульптур. Какого же роста должны были быть люди, пользовавшиеся этим жильем?

Рядом находится институт по изучению санскритского языка.

Далее мы поехали к двум водоемам и небольшому храму на берегу одного из них. Сейчас они оба наполнены водой зеленого цвета. Но в старину существовала легенда о двух сестрах, построивших эти водоемы. Одна из сестер из добрых побуждений решила построить водоем. А другая, чтоб не отставать, тоже построила водоем. Но, очевидно, мысли ее не были столь чисты, как у сестры. И поэтому в одном водоеме вода всегда была очень чистая, ее можно было использовать, а в другом – вода была всегда грязной.

Последней достопримечательностью Майсура, которую мы смогли посетить, был огромных размеров бык Нанди на горе Чамунди.

Наша гостиница разместилась в старинном особняке, очевидно, ранее принадлежавшем какой-то английской чете. Здесь были сохранены предметы старинной мебели, а в холле стоят очень красивые качели под балдахином.

Итак, наступил вечер прощания с Индией. Он был особенно торжественным, т.к. у нашей Олечки завтра день рождения и Георгий попросил поваров принести нам торт. Торт был очень вкусный и с одной свечкой. Мы посидели в уютном дворике ресторана и пошли  опять собираться  в дорогу.

Наступило утро 16 апреля. Мы все дружно поздравили нашу Олечку.

Автобус увозил нас в аэропорт. Пришлось расставаться с Георгием, к которому мы все успели привязаться. Он был все эти дни членом нашей семьи. На его глазах мы тоже видели слезы… Вот мы заходим в здание аэропорта… машем друг другу рукам... а затем -самолет. Мы еще пролетаем над югом Индии. Немного грустно. Но вот виден берег и океан. Я смотру из окна иллюминатора и мысленно себе говорю: « До свидания, Индия! Я не прощаюсь с тобой. Надеюсь, что мы с тобой еще увидимся в этой моей жизни». В низу плещется океан… минут через 30-40 мы приземлимся в Коломбо на земле древней Шри Ланки.

 Часть четвертая

Итак, мы приземляемся в аэропорту Коломбо. Аэропорт – большой, красивый. В стороне стоят шриланкийские стюардессы в форменных сари с декоративными складками вокруг талии, что отличает их от тех сари, какие носят в Индии. «Ayubowan» (традиционное приветствие Шри Ланки), - так нас встретил гид и переводчик, которого зовут Манжу. Он будет сопровождать нас все время, проведенное на острове. Он так же, как и Георгий учился когда-то в СССР, в Москве. Знание русского языка пригодилось ему в сегодняшней работе. Мы садимся в автобус и отправляемся в глубь острова.

С первых же минут удивительная красота природы Шри Ланки покорила наши сердца. Все мы дружно признали, что если есть рай на Земле, то это непременно здесь. Оказывается, мы были далеко не первыми, кто был покорен красотой шриланкийской природы. Маврикийские торговцы дали острову название «остров блаженства». Средневековый путешественник и исследователь Марко Поло также считал Шри Ланку «великолепнейшим островом  всего мира». Марк Твен назвал ее «наипрекраснейшей, роскошнейшей из тропических». А Махатма  Ганди был убежден, что природа Шри Ланки - наикрасивейшая «непревзойденная поверхность Земли».

Шри Ланка расположена в Индийском океане, чуть южнее Индии и на расстоянии 850 км от экватора. Площадь острова  равна 65525 кв. км. Протяженность с севера на юг -210 км,  с запада на восток – 65 км. Численность населения – 19. 6 млн. чел.  Плотность населения – 311 человек на кв. км. Средняя длительность жизни женщин -74 года, мужчин – 66 лет.   Население составляют: сингалы – 70%, тамилы – 18%,  мусульмане – 7%, бургеры (наследники голландцев и португальцев) и другие – 1%.  Сингалы исповедуют буддизм, тамилы – индуизм, мусульмане – ислам, бургеры – христианство. Уровень образования довольно высок и составляет 97%.   Красота и изобилие острова, к сожалению, прельщали и завоевателей. В 16 веке она была завоевана португальцами, в 17 веке – голландцами, а в 1815 году – англичанами.  Англичане дали острову название Цейлон, что обозначало – «золотой песок». Но в 1948 году  Шри Ланка получила независимость от колониального ига. Ее символом является лев, сингалы  считают себя сынами льва и верят  в легенду, что именно лев – царь зверей был их прародителем, хотя на острове львов нет.

Первое место, в котором мы побывали на Шри Ланке – это Сигирия. Она имеет свою трагическую историю.  В пятом веке, когда Анурадхапура была столицей, страной правил король, у которого было два сына и дочь. Дочь выдали замуж за племянника короля – генерала его армии. Но он был злым человеком, обижал свою жену, король вступился за свою дочь - в стране начались раздоры и казни, пострадали родственники генерала. Генерал был мстительным человеком и  подговорил младшего из сыновей короля Кашьяпу захватить трон, пообещав ему свою поддержку.   Кашьяпа   изгнал из страны законного наследника, а затем убил и  царственного отца. Но  старший брат, узнав об этом преступлении, поклялся отомстить ему за смерть отца. Кашьяпа испугался и велел построить для своей безопасности крепость-дворец на скале Сигирии,. Кашьяпа расчистил скальный массив, и огромная скала была обработана в форме  льва, готовящегося к прыжку. Лапы «льва» были построены из камня и скреплены обшивкой. Вход был через пасть «льва», а главный дворец находился в спине «льва». Там он жил в течение 17 лет. Но однажды он узнал, что брат выступил на него с войной. Он попытался бежать, но покинутый своими людьми, вынужден был покончить с собой. Его брат вскоре принял  трон, и опять Анурадхапура стала столицей, а Сигирия пришла в упадок и забвение.

На сегодняшний день сохранились только лапы «льва» и фундаменты остальных сооружений, расположенных на скале. Также на скале сохранился огромный водоем, и каменное ложе, где отдыхал Кашьяпа. На боковой поверхности скалы сохранились великолепные фрески с изображением, как считают, жен Кашьяпы. Фрески были открыты в период британского правления.

Именно сюда мы и прибыли в первый день нашего путешествия по Шри Ланке. Огромный массив окружен  широким рвом, заполненным водой, над которым склонились пышные деревья. В его воде  живут рыбки, и было интересно наблюдать за их игрой. Но вот через мост мы переходим на территорию бывшего дворца, укрепленного некогда мощными стенами, более метра ширины. Дальше идут водоемы - естественные и искусственные,  фундаменты старинных строений, какие-то сооружения около скалы  и широкая лестница вверх, очевидно, когда-то она вела к входу во дворец, но сейчас она почти полностью разрушена.  К ней пристроена винтовая лестница, достигающая ближайшего места, с которого можно увидеть уникальные фрески, находящиеся под естественным скальным навесом. Они действительно не утратили свою свежесть и красоту, краски сохранили свою первозданность – яркие и сочные по-прежнему.

Затем вдоль скалы мы продвигаемся вперед и выходим на боковое плато, на котором расположились лапы «льва». Кто-то «сдается» уже здесь, предпочитая подождать группу и не подниматься выше. Но мы все твердо решили преодолеть все 1402 ступени, ведущие вверх к руинам дворца. Мы начинаем дальнейший наш подъем и в это время навстречу нам спускается другая группа туристов. И мы слышим… Как  вы думаете что? Ну конечно – родную речь. Это тоже туристы из Украины. Мы посмеялись вместе над этой встречей. Как говорят в Одессе: « Где бы еще могли встретиться?!»

И вот наши последние две отдельно стоящие ступени, расположенные на самом высоком месте скалы. Красота вокруг необыкновенная!. Горы, кажется, сливаются с облаками… Все утопает в зелени… Вдалеке видна золотистая скульптура Будды, которая возвышается над этой красотой, как бы утверждая свое торжество над миром. Из облаков медленно выкатывается красный шар, заходящего солнца… Невозможно передать всех впечатлений, полученных от этого места!

Темнеет… Мы вынуждены быстро спускаться со скалы, чтобы ночь не застала нас здесь. Мы едем в гостиницу. Домики-коттеджи расположены прямо в джунглях. Отдельно стоит здание ресторана с бассейном, в котором плавают живые рыбки. А в глубине двора - украшенный разноцветными огнями водопад. Его брызги переливаются всеми цветами радуги  и поют песню воды. Здесь мы провели остаток этого вечера. Еще раз поздравили нашу Олечку с днем рождения. Надо сказать, что здесь торт был уже с двумя свечками… Мы решили, что наша  Олечка   просто выросла за один день нашего переезда.

Так в этот день мы встретили рассвет в Индии, а закат на Шри Ланке. Масса впечатлений… но пора идти спать. Утро вечера мудренее.

Кровати в номерах под балдахинами, а постели украшены живыми цветами – магнолиями. Двери в домиках состоят из двух половинок – нижней и верхней. Но гид нас предупредил: «Если не хотите нежданных гостей, лучше закрывайте обе половинки, и не открывайте на какие-то случайные звуки – это могут быть обезьяны или другие жители джунглей. Спокойной ночи!..». Смешно звучит это пожелание после  такого предупреждения. Но что делать?

Мы пожелали друг другу: «Спокойной ночи!» - и разошлись по номерам.

18 апреля. Мы рано встали, поскольку день был насыщен экскурсиями. Утро было замечательным.  Возле прекрасного пруда с лотосами разгуливал гусь. Очевидно, туристы его подкармливают, и он чувствует здесь себя «гвоздем программы». Вот двое малышей, я думаю - брат и сестра, еще в пижамках подходят к нему и по-английски здороваются: «Goodmorning!», - как с очень важным господином. Гусь крякнул им в ответ, чем испугал маленькую девочку. Она заплакала. Но тут подоспела мама и утренняя беседа с гусем благополучно завершилась.

После завтрака мы отправились смотреть развалины древней столицы Анурадхапура. Наш гид нам рассказывал, что на Шри Ланке любят все полное. Например, полный кувшин – знак процветания; полные люди – это тоже к счастью, впрочем, как и слоны…  Я быстренько подумала о том, что для моего мужа видеть меня каждое утро – это к удаче. Но в это утро по дороге нас ждала еще одна счастливая примета – недалеко от одного из домов был привязан слон. Такой маленький симпатичный слоник, который поприветствовал нас своим  хоботом. Мы все решили, что день будет непременно удачным.

Вот и древняя Анурадхапура.  «Пура» переводится, как город.  Эта  древняя столица была построена в четвертом веке до н.э. королем Сингала. Легенда гласит, что в пятом веке до н.э. принц Виджайя был изгнан из Северной Индии свом отцом. Его посадили в лодку, а течение вынесло ее  к берегу Шри Ланки. Индийская королевская династия пустила  здесь корни, а Анурадхапура была сожжена. Но со временем кто-то из наследников Виджайи решил восстановить город и перенести сюда столицу, руководствуясь целями безопасности. Город был вновь отстроен и укреплен. Это видно даже из остатков фундаменов, нижняя часть которых – огромные каменные блоки, сохранившиеся местами, а сверху надстройки из кирпича. К сожалению,  т.к. город не раз являлся целью вооруженных  вторжений со стороны Южной Индии почти до наших дней, сохранились в основном только фундаменты бывших строений и кое-где полы с каменными лестницами, украшенными резными перилами и стражами возле порогов, а также огромные водоемы, все еще наполненные водой. Сохранилась также огромная дагоба (ступа). Их в этих местах несколько таких огромных и все они сейчас реконструируются. Одна из них была выстроена высотой в 400 футов, но  поскольку она частично ушла под землю, ее высота сейчас составляет 278 футов. Поскольку шриланкийцы считают, что Солнце и Луна – это вечность, то  на дагобах можно увидеть  изображения Солнца и Луны. Под такими дагобами, как правило, сохраняются какие-то реликвии Будды. Так под дагобой, построенной королем Махасеном, хранится ремень Будды. Поскольку основной религией страны является буддизм, здесь можно увидеть очень много скульптур Будды, где он изображен в различных позах – просто стоящий или медитирующий, и везде рядом лежат свежие цветы. Мы бредем  босиком по  этому красивому парку и вдруг натыкаемся на небольшое, стелящееся растеньице с маленькими нежно-фиолетовыми цветочками, которое от прикосновения наших ног тут же сворачивает свои  листочки – это мимоза, такова она в дикой природе.

Дальше мы едем в Полоннарува.  Автобус уже почти остановился, когда дорогу нам перегородил огромный варан. Мы бегом вылетаем из автобуса, чтобы сфотографировать его, но от нашего восторга и шума варан быстро скрылся в зарослях, но кто-то все же успел его сфотографировать. Хоть этот район считается на Щри Ланке «сухим», дождь все же успел намочить нас. Правда он быстро закончился, и солнышко опять появилось на небе. Надо сказать, что влажность здесь очень высокая, даже в «сухом» районе чувствуешь себя все время, как в сауне.

В одиннадцатом веке из-за вторжений на территорию страны столица была перенесена из Анурадхапура в Полоннарува, которая находилась в 110 км от нее. Таким образом Полоннарува стала второй королевской столицей Шри Ланки и служила таковой до четырнадцатого века.  За это время несколько королей смогли взойти на трон. Некоторые из них были свергнуты, а некоторые получили признание. Одним из таких признанных королей был Паракрамабаху Великий, который вошел в историю как героический монарх. Его история высечена на скале и каменной кладке великих ирригационных сооружений. Один из резервуаров, построенных, чтобы дать жизнь рисовым полям, а будущим поколениям иметь возможность возделывать эти поля, называется Паракрама-Самудра (море Паракрамы). Философия этого прозорливого лидера состояла в том, что ни одна капля воды, упавшая на землю, не должна уйти в море прежде, чем послужит нуждам людей. Это был период наибольшего процветания страны. Шри Ланка стала известна как житница Востока. Но, к сожалению, в четырнадцатом веке Полоннарува постигла участь Анурадхапура, и людям пришлось покинуть город, чтобы спастись, укрывшись в глубине страны.  Свидетельства величия былого города можно увидеть в остатках стен буддийского храма, построенного со знанием сантехники. Здесь сохранились полы комнат, в одной из  которых явно видны следы каменного туалета с отводом воды вовне, а также душа с таким же отводом. Система канализации и водопровода здесь существовала уже тогда, когда  о ней еще не знала Европа. На стенах храма сохранились великолепные украшения, а внутри огромная скульптура Будды. Рядом растет священное дерево бодхи,  именно под таким деревом Будда Шакьямуни получил  духовное озарение и стал «Пробужденным». Недалеко расположена огромная  ступа, самая большая в Полоннаруве. В другом месте можно увидеть остатки королевского дворца и совещательной палаты, королевский пруд и ванны, огромный камень Галпота с изображениями слонов и надписью на верхней и боковых поверхностях. Он был доставлен сюда из другой местности по приказу короля. А также здесь можно увидеть остатки какого-то строения с так называемыми женскими колоннами. Они действительно прекрасны и напоминают извивающуюся в танце женскую фигуру. Но больше всего нас поразили огромные, высеченные из цельной скалы скульптуры Будды - их четыре. Самая большая, на взгляд больше 10 метров, изображает лежащего Будду; мы полагаем, что это символ  второй расы человечества на нашей Земле. Вторая скульптура, сидящий Будда – символ третьей расы, он поменьше. Еще меньше Будда  - символ четвертой расы; самый маленький, почему-то, расположен за каменной решеткой – это символ пятой расы. Недалеко - естественный пруд с великолепными розовыми лотосами.

Мы попали сюда в день полнолуния, он является выходным и празднуется  буддистами ежемесячно.  Вечерело и люди готовились  к празднику. На площадке перед скульптурами были расставлены специальные масляные светильнички, а в стороне маленькие плетеные корзиночки наполняли прекрасными лотосами, очевидно как подношение Будде. Вокруг были развешаны флаги и вымпелы с буддистской символикой. Это пять разноцветных поло, расположенных вдоль, а на концах - поперек  и обозначающих пять заповедей Будды. Особенно  велик этот праздник в мае и считается самым большим религиозным праздником на Шри Ланке, т.к. имеет чрезвычайное значение. Он связан с Рождением, Просветлением и переходом  Будды в Нирвану. В этот день проводятся различные религиозные ритуалы. День носит название Весак.

Мы до вечера бродили по величественным развалинам, пока не начало садиться солнце, что дало нам возможность опять наблюдать великолепный шриланкийский закат.

Потом гостиница… Ужин… И опять сбор в дорогу…


Окончание. Часть пятая

После завтрака  мы погрузили свои чемоданы в автобус. Сегодня нас ожидал переезд во влажную часть острова. По дороге мы заехали в очень красивый пещерный храм. Он расположен в 12 км от Сигирии и носит название Дамбула. История его такова. Во втором веке король под натиском захватчиков вынужден был покинуть старую королевскую столицу.  Через время он смог собрать силы и освободил столицу. А на месте, которое было его временным приютом,  в знак благодарности построил храм. Храм постепенно разрастался вплоть до восемнадцатого века, т.к. вырубались все новые и новые пещеры. Он великолепно сохранился. Стены и потолки украшены живописными фресками. Очень много скульптур Будды различных размеров и в разных медитативных позах. Сохранилась также статуя короля, построившего этот храм.

Перед храмом небольшие искусственные пруды, поверхность которых украшают великолепные розовые и голубые лотосы. Корень их находится в иле. Стебель пробивается через весь водяной слой к солнышку, распластав на поверхности воды свои изумрудно-зеленые листья с капельками воды, в которых переливается солнечный свет, играя всеми цветами радуги. А над ними слегка возвышаются такие удивительные красивые цветы, между лепестками которых резвятся небольшие мушки.

Голубой лотос является символом Шри Ланки. В Индии лотос называется «Падма».  Интересно то, что «семена лотоса содержат, даже до их прорастания, совершенно сформированные листья и миниатюрный вид будущего, законченного растения». В «Тайной Доктрине» Елена Петровна Блаватская уделяет этому красивейшему цветку целую страницу. Вот некоторые выдержки: «Лотос символизирует жизнь человека так же, как и Космоса… Корень  лотоса, погруженный в ил, являет материальную жизнь, стебель, тянущийся через воду вверх, символизирует существование в астральном мире, а самый цветок, носящийся над водою и открытый к небу, эмблематичен для духовного бытия». Вот какой необыкновенный цветок!

Перед храмом растет огромное дерево бодхи.

Храм расположен на горе и окружен сетчатым забором и парапетами  в несколько ярусов, на которых резвились обезьянки, маленькие, смешные. Мы не смогли пройти мимо и остановились, наблюдая за их игрой. Я думаю, в цирке такого не увидишь. Несколько обезьянок баловались на нижней части парапета, образовав просто клубок из живых тел. Несколько - спокойно сидели на верхней части парапета. Но шалуньи с нижнего яруса не смогли оставить их без внимания и за хвост стащили вниз, как бы зазывая в свою игру. И тут началась кутерьма – одни запрыгивали наверх, другие стаскивали их за хвосты вниз. Мы от души смеялись над их развлечением. Но делу время,  а потехе час. Интересно было наблюдать, как они заботятся друг о друге, как выбирают из шерсти друг друга паразитов, тут же проглатывая их – одна смирно лежит, другая трудится,  внимательно просматривая шерсть, затем наоборот. 

Какая же все-таки удивительная «вещь» – природа! Как интересно и познавательно наблюдать за растительным и животным миром!

Мы прощаемся с храмом, спускаемся вниз и едем дальше. Великолепные пейзажи сменяют один другой.

Мы подъезжаем к Канди. Между 12 и 14 апреля шриланкийцы отмечают наступление Нового года. Это время, когда солнце проходит над Шри Ланкой. Новый год здесь определяется астрологически и ведет свое летоисчисление от дня рождения Будды,т.е. сейчас наступил 2555год. Это самый большой праздник у сингалов и тамилов. Его отмечают так же, как, наверное, во всем мире. Семьи собираются за праздничным столом. Хоть мы приехали на Шри Ланку через несколько дней после встречи Нового года, но дух праздника еще витал вокруг, особенно здесь, в большом городе.

Канди расположен в 115 км от Коломбо на высоте около 500 м над уровнем моря. Это третья и последняя из королевских столиц. Было время, когда Полоннарува была захвачена, а другой столицы не было. Существовали лишь в разных местах отдельные  королевства. Но во время высадки на остров португальцев король Сингала переехал в Канди и сделал город столицей.  Король находился там до 1815 года, т.е. до захвата Шри Ланки англичанами.

Одной из священных реликвий этого города является  зуб Будды. Его привезла на Шри Ланку в четвертом веке индийская принцесса. Ее отец отрекся от буддизма, и она втайне от него  вывезла зуб в пряди своих волос и с большим уважением подарила королю Анурадхапуры. Король выстроил специальный храм и хранил его там. Реликвия перевозилась каждый раз, как менялась столица и в настоящее время хранится  в Храме Священного Зуба по соседству с королевским дворцом.

Город расположен на живописных зеленых холмах, которые утопают в небесной синеве. То спуски, то подъемы, и великолепная природа.

На склонах холмов природа создала все условия для выращивания чая: влажную, но свободную от застоя почву; прохладный и мягкий климат, для того чтобы нежные листочки не созревали слишком быстро. Чай выращивается на 25000 кв. км земли. Долгие годы он является для страны главным экспортным источником доходов. На Шри  Ланке ежегодно производится 200 млн. кг чая, 91% которого экспортируется.  Кто же не знает ароматного цейлонского чая от таких производителей, как Липтон, Брук Бонд и др.?

Шри Ланку не зря называют островом сокровищ. Здесь добывают синие сапфиры, рубины, звездчатые сапфиры, звездчатые рубины, кошачий глаз,  цирконы, аквамарины, аметисты, лунные камни.

Первым городом, где изыскатели впервые обнаружили драгоценные камни, был город Ратнапура (Город драгоценностей). Их добывали в руслах рек и в отдаленных долинах. Издавна короли Шри Ланки украшали свои тела и короны  драгоценными камнями необыкновенной красоты и ценности, а также дарили их членам своей семьи. До сих пор щри ланкийцы верят, что определенные драгоценные камни могут принести счастье носящим их и уберечь от зла.

В Канди находится один из центров по обработке драгоценных камней. Мы побывали в нем, просмотрели фильм о том, как производится их добыча, надо сказать, что и сейчас это очень нелегкий труд. Но красота ювелирных изделии, изготовляемых здесь, поистине восхищает.

Дальше мы поехали к Золотому Будде, высота которого 33 метра. Рядом с ним расположен и буддийский храм, также золотой. Все это подарок японских буддистов Шри Ланке.

Но больше всего в этот день нас порадовала встреча со слонами в слоновьем питомнике. Здесь их можно было увидеть от мала до велика: и строгие отцы семейства с большими бивнями; и заботливые мамаши со своими детенышами; и целый детский сад в специальном загоне. Как раз подошло время кормления, и мы наблюдали, как работники питомника с большой любовью из больших бутылок с сосками поили слонят молоком.

Начал накрапывать дождик и мы пошли в автобус. Нам предстояло проехать еще около шести часов до следующей гостиницы. Постепенно начало темнеть. Дождь усилился. Раскаты грома создавали музыку грозы, в ней были слышны залпы божественных орудий и пение стихий… Сюда вмешалось и завыванье ветра. Небо постоянно озаряли вспышки молний. Их цвета поражали своей красотой. Мы, как завороженные, сидели, не  в силах оторвать глаз от этого вспыхивающего то там, то здесь фейерверка. Дождь лил, как из ведра – так мы впервые могли наблюдать всю мощь и красоту тропического ливня.

Мы добрались до гостиницы в Бентоне. Дождь шел почти всю ночь. Но перед рассветом все утихло…

Наши номера располагались на первом этаже. В каждом номере было два выхода – один в здание гостиницы, другой в зеленую зону. Я почему-то проснулась рано, светало. Я вышла на свежий воздух.  Какая красота! Совсем близко тихо плещутся воды залива. На другом берегу видны пристань с катерами, маленькие домики, утопающие в зелени и великолепные пальмы, страстно рвущиеся к небу. По небесной голубой глади плывут белые кружевные облака. Лучи восходящего солнца нежным румянцем залили небо. Необыкновенный аромат магнолий. Их белые цветочки, сбитые вчерашним дождем, устелили умытую, свежую зелень травы…

Вдруг мое внимание привлек какой-то странный звук. Я подняла глаза к тому месту, откуда он мог исходить. Прямо надо мной, на краешке балкона сидел бурундучок. Мы и раньше были знакомы с этими полосатыми зверушками, так похожими на нашу рыженькую белку, но его песню я слышала впервые. Потом он спустился ко мне вниз. Я кинула ему несколько крошек печенья. Он, как ребенок, зажал его между лапок и кушал с таким наслаждением…

Вот взошло солнышко. Стало совсем светло. Я увидела Володю и Андрея. «Доброе утро! А мы уже побывали возле океана», - весело поздоровались они. Из  нашего номера вышла Наташа. Подошел Толик.  Две Наташи, Оля и Леонора еще проводили утренние процедуры в своих номерах.  День начался - наш последний день на Шри Ланке.

 Подошло время завтрака. Надо сказать, что на Шри Ланке кормили нас отлично -такое разнообразие блюд, что глаза разбегаются, хочется попробовать все. Тут я  забыла о своей фигуре и получала удовольствие от вкусной и  такой непривычной для нас пищи.

Но нас ждала встреча с Индийским океаном. Здесь мы впервые за все время путешествия смогли прикоснуться к его водам и ощутить всю его мощь. Я медленно входила в теплую воду… Волны поднимались и с огромной силой подкатывали ко мне, пытаясь сбить с ног. Я поняла, что плавать здесь, как в родном Черном море, не получится. Но азарт игры с волнами захватывал все сильнее и сильнее. Их белые барашки пенились около моего тела, а следующая набежавшая волна норовила укрыть с головой  и утащить в бурлящую водяную синь. Тут начинаешь чувствовать бескрайность океана, его богатырскую силу и понимаешь, что шутки с ним плохи. Но не перестаешь восторгаться этой силой и величественной красотой.

Насладившись сполна игрой с океаном, возвращаюсь к бассейну, вокруг которого на топчанах лежат, принимая солнечные ванны, мои друзья. Долго лежать   невозможно – жарко. Голубая вода бассейна манит к себе. Здесь уже можно «отвести душу» и поплавать. Вода освежает. Ее капельки переливаются на моем теле всеми цветами радуги. Как хорошо и красиво кругом!  Голубое небо… Резные пальмы... Яркое солнышко… И ревущий океан…

Мы все живем около моря и знаем, как бывает коварно солнце, но встать и покинуть эту красоту - нет сил. И только замечая, как покраснели наши тела, убегаем в свои номера. Конечно,  мы все получили по заслугам за свою неосторожность. К вечеру прикоснутся к телу было невозможно – все пекло и было похоже на раскаленные угли. Но отказать себе в удовольствии лишнюю минуту пребывать в этой красоте никто не смог.

Время  давно перевалило за полдень. Солнышко медленно покатилось к закату, периодически набегавшие тучи пытались скрыть его от нас. Но оно все равно выплывало из-за туч, как бы говоря нам: «До свиданья!» - и отражая на воде золотисто-красную полоску. Но вот оно совсем спряталось в водах океана. Тут началось самое удивительное. Воздух вокруг стал совершенно алым. Этот алый свет заливал все вокруг, окутывал деревья, здание гостиницы, всех нас. Пальмы, утопающие  в этом свете, были какими-то особенными, необыкновенными и удивительно красивыми. Ощущение  чуда не покидало нас… Но подкатила тьма, и наступала ночь – последняя ночь нашего прекрасного путешествия.

Рано утром мы поехали в аэропорт Коломбо. Там мы попрощались с нашим гидом и со всеми, кто сопровождал нас по шриланкийской земле. Регистрация… самолет… «До свиданья, Шри Ланка!». Мы летим в Дубаи, оттуда в Киев и на автобусе добираемся домой в Одессу. К Одессе мы подъехали рано утром. Родная земля нас встретила цветущими садами и распустившимися тюльпанами и нарциссами. 

 И как не жаль было, что наше путешествие закончилось, но на родной земле сердце забилось с восторгом: «Мы дома!».

 

P.S. Путешествия всегда вызывают подъем творческой энергии. Еще во время путешествия и после у меня родилось несколько стихотворений об Индии и о Шри Ланке, о самом путешествии. Вот одно из них.

СПАСИБО!

2008г.

                        Спасибо, Индия – ты знаний храм,

                        Что древние нам завещали!

                        Все с радостью ты подарила нам,

                        Чтоб мудрость древних познавали.

 

                        Чтоб в жизни становились мы сильней,

                        Чтоб знанья эти раздавали.

                        И чтоб старались больше для людей,

                        О долге чтоб не забывали.

 

                        Спасибо вам, Учителя, за то,

                        Что нам дорогу освещали!

                        За то, что помогают жить. За все,

                        Что нас вели и знанья дали.

 

                        Спасибо вам, любимые друзья,

                        За этот путь, что пройден нами!

                        Мы жили, как единая семья

                        И получали вместе знанья.

 

                        И Леоноре низкий наш поклон –

                        Она ведет нас твердо к цели,

                        Могли чтоб мы своей любви бутон

                        Взрастить и проявить на деле.

 

                        Спасибо всем за песню, что в груди

                        Так весело звучит и льется!

                        Спасибо, что на жизненном пути

                        Любовь и счастье нам дается!

 

Татьяна  Дзюбенко