ТЕОСОФСЬКЕ ТОВАРИСТВО В УКРАЇНІ

Одеське відділення

Н. Шри Рам

 

Нилаканта Шри Рам (1889-1973), пятый президент Теософского общества с 1953 по 1973гг, начал свою работу в  Теософском обществе, как молодой помощник доктора Безант. Он был тесно связан с ее социальными, политическими и образовательными и другими мероприятиями, и помог ей в редактировании «Новой Индии», ежедневной газеты, которая имела влияние в борьбе за свободу Индии.  

Как президент, он путешествовал и читал лекции по всему миру, и много писал на многие темы, напоминая членам Теософского общества и многим другим, что все испытания, которые встречает   религиозный человек, связаны с  доброй волей и любовью к другим - независимо от религиозной принадлежность.

Первые дни

Шри Рам родился в семье теософов  15 декабря 1889 года в Akhilandapuram, Tanjavur, Индия. Его  отправили получать образование  в индуистскую среднюю школу, Мадрас (ныне Ченнаи). Затем его образование продолжилось  в Университете Мадраса,  где он  получил  степень бакалавра в области математики. Он не завершил образование и не получил  степень магистра, однако,  к тому времени, теософия, как наука,  вошла в его жизнь, и он был полностью погружен в работу с д-ром А. Безант. Позже он был тесно связан с доктором Арундейлом и г-Джинараджадаса в общей работе для Теософского Общества. Шри Рам начал свою карьеру в ТО в качестве учителя в теософских школах,  основанных доктором  Безант, а потом помогал ей в ее журналистской деятельности.  Он был одним из тех, кто помогал в подготовке программы «Содружество Индии», которая была  представлена в британском парламенте в 1920 году. Он был избран  для совместной работы с доктором  Безант, как ее личный секретарь в годы 1929-33гг; и с г-ном Джинараджадаса заботился о ней в течение всего периода вплоть,  до ее кончины. Он был одним из немногих, кто были у ее постели, когда она умерла. Г-жа Безант полюбила его, как сына, и в своей  книге она представила его такими словами:  «Шри Рама с любовью и благословением. Претерпеть до конца ". 

Г-н Шри Рам спокойно работал в штаб-квартире на протяжении многих лет  будучи помощником трёх президентов в качестве: казначея (1937-39гг),  секретаря (1939-41гг) и вице-президента Общества (1942-46гг).  Он был мало известен за пределами Индии вплоть,  до своего  избрания на пост президента в феврале 1953 года.  Когда подходил к концу период полномочий  в качестве президента С. Джинараджадаса, он назначил Шри Рама в качестве кандидата на пост президента, описывая его как мудрого человека, которого он хорошо знал. Впервые в истории общества уходящий Президент назначил своего приемника, передав ответственность  лично. К тому времени, как он стал президентом, пять книг Шри Рама уже были опубликованы. Они  описывали  всё поле теософии:  «Мысли для претендентов», «Человеческий интерес», «Как  теософ смотрит на мир», «Пути  к реальности и к человеку», « Происхождение и эволюция».  Основной темой в этих книгах является  «главная  истина  теософии, что Всё есть Единство во  всем многообразии».

Президент Теософского Общества

Г-н Шри Рам умел расположить к себе многих людей и членов теософских обществ по всему миру, никогда не навязывая свою  точку зрения. В Адьяре он работал долгие часы, но  всегда откликался и отвечал   на вопросы бизнеса, личных проблем или вопросы в области теософии.  Он мог казаться  твердым, но всегда был добр и терпим. Его спонтанные ответы на вопросы на конвенциях и летних школах  всегда были шедеврами  ясности, тактом и широтой понимания.

Во время своего президентства, г-н Шри Рам призывал  всех быть открытыми к теософии  и к работе в  ТО. Он подчеркивал, что главные  принципы, а не детали и строил мост между старым порядком и новым.  Он ненавязчиво производил  революцию в Теософском обществе – расширял  и углублял свое видение, освобождая его от опасностей кристаллизации, готовил  почву для посева семян нового цикла. Его изучение  теософии и глубокое понимание Тайной Доктрины, было сбалансировано современным подходом, особенно в области науки и социологии.

Шри Рам никогда не стремился к публичности. Это качество было отражено в его отношении к Адьярской недвижимости.  Он чувствовал и понимал,  что Адьяр должен стать  Ашрамом, центром мира,  местом  спокойствия, через который силы гармонии должны  излучаться и распространяться.

Сегодня, в нашем современном мире, из-за большого количества автомобилей,  скутеров, в окружении  жилых микрорайонов, оживленных дорог,  всё труднее становится поддерживать атмосферу в Ашраме, то, что Шри Рам заповедал нам делать, живя жизнью альтруизма, посвященную идеалам и работе общества.

С 1946 года, Шри Рам путешествовал и читал лекции для разных обществ в Индии, Европе, Англии, США, Австралии, Новой Зеландии, а также во многих странах Европы,   Южной и Центральной Америке и Африке. Он путешествовал также во всех частях Индии, в том числе в Пакистане, Бангладеш и, в Бирме и Шри-Ланке. О чём бы он ни говорил, он всё передавал с большим пониманием и любовью, как в лекциях, так  и в многочисленных частных беседах и разговорах, которые он вёл   с разными  людьми. Его приезды имели  глубокое влияние, он был убедительно рациональным  и интеллектуальным.  Он  глубоко заглядывал в  сердца слушателей, внося им  доброту своего сердца и чёткое представление истинных  ценностей, которые он обрёл  через личный опыт.   В своих трудах и лекциях он коснулся практически всех аспектов жизни и деятельности человека  -  в том числе этики, поведения, образования, мира, экономики, юстиции, науки, искусства и проблем правительства.

Когда доктор Безант покинула своё тело в 1933 году Теософское общество только прошло через свой критический период, возможно, самый важный из всех. К этому моменту Кришнамурти покинул Адьяр, и многие сотни членов, в том числе некоторые очень активные сотрудники и выдающиеся личности ушли.  В течение нескольких  последующих лет, кризис  медленном тлел под внешним благополучием. Этот кризис был  вызван  напряжением между двумя разными силами – с одной стороны сторонники  оккультизма;  а с  другой стороны - вызов Кришнамурти  двигаться  к фундаментальным внутренним изменениям, которые будут отражены во всех отношениях и в любой ситуации повседневной жизни.

Выдающийся вклад Шри Рама состоял в том,  что в ходе своей деятельности в Теософском Обществе он вывел  его умело из этого кризиса. Он  не предпринимал какие-то  конкретные формы  деятельности для устранения конфликта, но он действовал в природе психической дихотомии. С мудростью и кротостью Шри Рам направлял мышление и интерес членов к более глубоким вопросам, связанными  с оккультной информацией и  к фундаментальным вопросам по  работе  Теософского общества. Именно во время его президентства, постепенно члены ТО во всем мире начали понимать, что восстание Кришнамурти не стало катастрофой для общества, но явилось полезным событием.

К чести Шри Рама, который в течении двадцати  лет своего президентства,  изменил все акценты, связанные с  теософскими перспективами . Возвращаясь к духу основателей, он утверждал, важность полной свободы в духовной жизни, и поднял уровень этого запроса от мелкого личного горизонта до широкого круга проблем, связанных с человеческой судьбой. Во время своего срока пребывания в должности, его работа становится  важной и необходимой и стала  толчком к публикации теософских книг на региональных языках. Новое и красивое здание было построено в международной штаб-квартире для Адьярской библиотеки и научно-исследовательского центра, и  была расширена сама  библиотека. Работа Теософского Издательского дома  также увеличилась, и это также  требовало строительства нового здания.  А также требовалось оснащение его соответствующей техникой.

Всемирный конгресс

Это событие имело очень важное значение, которое состоялось в 1966 году. Всемирный конгресс в Зальцбурге, где были представлены теософские общества со всего мира. Г-н Шри Рам председательствовал на этом съезде,  и не только на этом, но и на  других многочисленных конгрессах и конвенциях,  во время  своих многочисленных путешествий.

Он покинул этот мир  8 апреля 1973 года.  Его самым ценным наследием, пожалуй, стали его собственные слова, которые подвели итог его жизни:

«Все искусства, которые существуют и  живут,  требуют высочайшего качества интеллекта и самого взыскательного отношения к себе. Опыт жизни, в конечном счете, это опыт природы в себе, которая показывает себя в виде  красоты,  любви,  и  истины ».

 

Источники

1. Шри Рам //Вопросы теософии//, т. 94, № 9, июнь 1973 года.

2. Шри Рам // К столетию рождения. Празднование// выпуск, Индийский теософ, т. 87, 6 и 7, июнь-июль 1990 года.

3. Семьдесят пятая годовщина Книга Теософского общества, Жозефина Рэнсом, ТРН, 2005.

4.Справочник индийской секции Теософского Общества, Индийский Книжный магазин, Варанаси, 2000.