ТЕОСОФСЬКЕ ТОВАРИСТВО В УКРАЇНІ

Одеське відділення

СИМВОЛ ЗМЕЯ в моей жизни и оккультизме

Елена Калашникова

Сегодня я начну рассказ о том, как страх позвал меня в путь - загадочный Путь познания мира и себя в нем. Из далека сегодняшнего дня, я смотрю на мой страх и понимаю его смысл - он родил и выносил, не девять месяцев, а длинные-длинные годы, своё дерзкое дитя - протест. Дни и ночи страха… Змеи начали преследовать меня уже в сознательном возрасте. Сначала не заметно, как бы случайно, неожиданно и без всякой связи с внешними обстоятельствами какой-то шорох или просто необходимость войти в темную комнату вызывали прострел в сознании - там змея!

Откуда? Почему? Я отгоняла эту шальную мысль. Но она властно возвращалась. Всё чаще. Пока не стала постоянным лейтмотивом моей жизни…

Змеи были повсюду. Я не могла войти в темную комнату, потому что там по полу и стенам "ползали" змеи. Одна из них жила под выключателем в темном коридорчике и включить свет в нём - было моим ежедневным подвигом! ...

Я не могла лечь в постель, предварительно не исследовав её - нет ли там змеи под подушкой или одеялом? У страха богатая фантазия!…

Я не могла выпустить воду из ванной, находясь в ней, потому что вот сейчас я выдерну пробку и … длинная, тонкая, юркая черная змея молниеносно выплывет из сливного отверстия, укусит меня и ускользнет обратно…

Я не могла набрать картошку из подвала - там жила длинная, жирная, ленивая змея-удав, которая все-таки очень стремительно обовьет и задушит меня! Картошку много лет мне набирали в ведро мои соседи и домочадцы - все знали, что я боюсь какую-то змею и немножко шутили по этому поводу…

Я не могла открыть газовую печку, чтобы взять оттуда сковороду или достать помойное ведро из мойки, предварительно не сосредоточившись для борьбы со змеёй и не отодвинувшись на расстояние вытянутой руки. Иногда я брала веник в другую руку, чтобы отбиться от бросившейся оттуда ужасной твари…

Но змеи "жили" не только в моём доме. Они ползали в кустах вдоль тротуара, когда я возвращалась домой. Особенно много их было там вечерами.

Змеи "лежали" под креслами маршруток, в которых я ездила. Они шипели из навалов арбузов или овощей…Да, ещё они лежали в шкафу и стиральной машине! Их становилось все больше и больше!

Не было дня, чтобы я не испытала укол страха.

Это стало угнетать меня. Я делала робкие попытки пойти навстречу страху, войти в него и дойти до конца. Какого? Я не знаю. Но что-то же произойдет, когда случится самое страшное!

О том, как я, побеждая страх, несколько месяцев, секундочка за секундочкой, спускалась в подпол - вотчину гигантского удава, сначала опустив одну ногу … и мгновенно вылетев стрелой … потом, побыв там полминутищи ! … минутищу !… полторы гигантских минут-вечностей !!! … я вспоминаю сегодня с улыбкой.

Но тогда мне было не до смеха! Как описать страх? Не знаю. Да и стоит ли. По-настоящему понять его можно только … как Бога - в личном опыте, пе-ре-жи-вая, вернее, про-жи-вая его.

Полторы минуты страха - ожидания, что к тебе прикоснется самое мерзкое, что только можно себе представить во всей Вселенной - гибкое, сильное, властное тело змеи - воплощенный образ смерти от ужаса!

Но пытка страха еще ужасней! Он утомил меня и вооружил протестом! А знаете, когда я поняла, что должна и захотела победить свой страх? Когда, изучая книги по Агни-Йоге, познакомилась с устройством астральных миров.

Я узнала, что это миры воплощения наших самых ярких желаний, мыслей и …страхов. Но там победить их будет ещё сложнее! Потому что здесь - это химеры моего воображения, а там они, насыщенные моими ментальными и чувственными энергиями, станут реальными обитателями моего мира! Реальными для моего астрального сознания! Я представила свою жизнь в центре змеиного кодла! Нет!!! С этим нужно покончить здесь!

Но по какому-то закону, мой протест вызвал в ответ и протест этих образов! Как будто они понимали, что когда я перестану подпитывать их своим страхом, эти астральные монстры просто исчезнут. Змей вокруг стало больше, они как будто заставляли меня - откажись от борьбы, смирись, все войдет в привычные масштабы. Ну, подумаешь, пару раз в день - легкий выброс своей энергии в страх. Немножко, но регулярно - быть донором этих образов!

Мне сложно передать это состояние … внутреннего диалога со своим страхом, некоего торга. Но из своего личного опыта, я знаю, что страх - это некая ментально-астральная живая сущность, которая, как все живое - хочет жить! И её жизнь - это мои эмоции страха и беспокойства.

Но в этой дуальной паре, я - первична! Я - творец, а страх - моё порождение! Я изначально сильнее, хотя на определенном этапе, может показаться, что победить страх уже невозможно!

Возможно и нужно! Так учит и призывает нас Учение Агни-Йоги!       

Именно в это время обострения экспансии этих образов в моём сознании, я получила опыт феноменального явления из мира Света. Однажды осенью, когда рано темнеет и дом погружается в наполненную тревожными образами тьму, произошло очередное отключение электричества.

Я не помню подробностей, но свет выключился как раз в ту минуту, когда я очень стремительно входила в знаменитый коридорчик, где под выключателем давно прописалась жуткая змея из моего сознания, и вдруг (!!!) за моей спиной исчезает свет из прихожей! И я оказываюсь одна в узком, абсолютно (!!!) тёмном проходе между комнатами!!!

В мгновение все змеи мироздания появляются здесь, вокруг меня!!! Слово "ужас" это блеклый слепок от реальных чувств, пережитых мной за это мгновение. Оно было очень длинным и подробным, как в замедленном фильме.

И когда я поняла, что моё сердце разрывается от непобедимого страха, именно в этот миг … перед моим телом, в области сердца … возник белый, сверкающий матовым светом шар, диаметром  сантиметров тридцать. Этот свет осветил комнату. И я увидела, что она пуста!

Реальный свет моего сердца осветил пространство вокруг! И спас меня. Я всегда плачу … от благодарности к тем силам, которые пришли мне на помощь, когда вспоминаю этот миг.

Я взяла снизу обеими руками этот шар, как светильник, и спокойно вышла в комнату, где тусклый свет осеннего вечера все-таки разгонял тьму.

Свет моего сердца … а может быть Сердца Учителя (?) … ушел в глубину. А я так же спокойно, взяв капли валерианы для мамы, прошла обратно через эту абсолютную тьму, в другую комнату.

Кто-то, Мудрый, Добрый, Сильный, Надёжный, Верный и Щедрый показал мне майю моих страхов и стал залогом и гарантом моей победы. И хотя она была очень далеко, но "дорога в 1000 лье начинается с первого шага". И эта минута Света была моим первым шагом.

Поэтому, когда однажды на занятиях в философско-эзотерической школе было предложено сделать сообщение о символе змия в эзотерических, религиозных и философских доктринах мира, я практически не осознавая, на порыве вызвалась сделать это. Наверное, для меня пришло время уже интеллектуального осмысления своего страха через постижения символизма этого образа.

Следуйте своим порывам.

Не останавливайте их.

Не упускайте этот тонкий миг,

когда ваш внутренний мотив

вас позовёт освоить мир

и этим неосознанным порывом

запустит в действие прорыв

в ту сферу пониманья бытия,

которая зовёт познать себя

лишь для того, чтобы отдать,

то, что тебе давно пора понять,

то, что созрело, как порыв к познанию -

есть ваш участок понимания.

Невероятно ёмкий, структурный, фундаментальный, архитипический, глубинный, ассоциативный, упорядочивающий и структурирующий сознание, универсальный, двойственный, как всё в проявленном мире, и основополагающий принцип и символ - Змий.

Я нашла его следы абсолютно во всех культурах и философиях, к которым успела прикоснуться в поисках понимания этого символа. Во всех без исключения космогониях (всех времён и народов), в мироописательных и миропонимательных системах наших современных мыслителей Юнга и Фрейда в том числе. Следуя за змием, мы просо обречены ознакомиться со всеми сценариями познания мира, которые придумало человечество за время своей эволюции.

Змий - символ мудрости и искушения одновременно. Это всё, что я знала о Змие. Но в чем эта мудрость, если искушаешь отпасть от гармонии и обречься на длинный путь обратно, туда, где ты уже был - в гармонию единства  с Богом? Подумалось, что где-то в веках  потерялась какая-то связь между этими двумя полярностями змия, что чем больше материализовывался мир, тем больше  змий-мудрец превращался  в змия-искусителя.

Поэтому я приглашаю себя и вас пойти обратно, из Эдемского сада, в архаические времена и познакомимся сначала со змием-мудрецом до-христианских времен, а потом поговорим о законах мира змия-искусителя.                                 

Когда я заглянула в глубь себя, вот какое знание о змие пришло оттуда, ещё до всех моих "книжных" поисков и "раскопок". Как оказалось потом, главное о нём - я знала сама. Итак:

                       Я в образ погружаюсь змея.

                       Я из него хочу на мир смотреть.

                       И сразу в жилах кровь немеет,

                       и тело гибким стеблем землю мерит,

                       и всё, к чему я прикасаюсь - цепенеет.

                       И в этом - сила и проклятье змея!

                       Он мерзок и таинствен.

                       И этой тайны власть

                       откуда-то из вечности ему далась.

                       В чем мудрость отвратительного змия?

                       И если мудр, то почему

                       стал искусителем для мира?

                       Я змия с отвращеньем обниму

                       и может быть, Бог даст, пойму

                       его величие и драму.

                       Я чувствую, как прикасаясь к змию,

                        прикасаюсь к тайне

                        и если я его пойму,

                        постигну

                        что-то важное в строении мирозданья.

                        

                        Ведь это тело - символ кундалини -

                        энергии, которая змеёй свернувшейся лежит

                        и ждёт тот миг, когда собой пронзит

                        сознания юдоли,

                        когда, как змей, порывом воли,

                        устремлением одним

                        бикфордовым шнуром

                        энергия пронзает центры осознанья

                        и возжигает чакры пламенем своим!

                        Подобно змею,

                        кто мгновение назад

                        лежал внизу - горизонтальной линии изгиб,

                        и вот без рук, без ног -

                        стал вертикалью!

                        Лишь устремлением волевым

                        куда-то вверх стремим

                        и тяготением земным уже не победим,

                        танцует на хвосте, струится вверх, как дым!

                      

                        Мой ум, как змий,

                        подумалось мне вдруг,

                        периодически бывает замкнут пониманья круг

                        и хвост укушен пастью -

                        так ум выхватывает мира часть:

                        в попытках этот мир познать,     

                        ум делит целый мир

                        на познаваемые части,

                        проглатывает их и

                        делит мир опять.

                       

                        Змий так же символ искушения.

                        Вот он подполз, забрался в ум,

                        обворожил расчетливо-спокойным холодом своим,

                        смутил желаньем,

                        так не заметно появившись,

                        и уполз,

                        протестом праведным гоним.

                          Но след его прикосновения оставлен.

                          И он не забываем.

                          И иногда - непобедим.

                          И этим змием "искушения нарушить правила "

                          ужален

                          томится человек,

                          а он уже вползает в мысли и желания к другим.

                          Так вот чего боюсь я в змие -

                          тех искушения колец,

                          в которые мой ум заводят чувства

                          в дуальном этом мире,

                          где Божество во мне молчит

                          и смотрит

                          как искуситель-змий, стервец

                       ползёт,

                       меняя кожу мудреца

                       на мишуру одежд паяца.

                     

                       Но искуситель - это зеркало у моего лица.

                       Он мне показывает тьму,

                       которая и есть та разница,

                       что создала я между Высшим Я

                       и тленным образом моим.

                       Ведь искушаюсь я своим несовершенством!

                       И только им!

                       Но, получив его укус,

                       я возвращаюсь к Богу, в сад Эдемский,

                       где девственно чисты

                       истоки моих чувств

                       и я соединяюсь с миром через сердце…

                     

                      Так и ползёт по миру змий,

                       в кольцо греха всё больше замыкая человеков род.

                       Но он не знает,

                       или знает?!!

                       (вот он - мистический вопрос

                       и главный в человеке змия поворот),

                       что искушенья плод

                       отведав,

                       душа кольцо греха

                       порывом устремленья к Богу разрывает

                       и превращает

                       кольцо - в спираль,

                       как символ эволюции

                       в потоке змеевидном циклов и веков,

                       и цепь колец материи сметает

                       и улетает - в беспредельность

                       из ограниченности форм оков!

                       Ведь шел Иисус когда-то по Земле,

                       не отражаясь в искушеньях.

                       Он доказал себе и мне -

                       стать совершенным - вот искушения решенье!                           (22.02.08)

 

                        Теперь мне кажется, что я дружу со змием.

                        Как будто я его простила.

                        И сразу что-то скользкое из сердца отпустила.

                        Наверно, часть его жила во мне

                        и именно она меня в нём так страшила.

                        И сразу - что-то бесконечное в сознание впустила,

                        врата в познанье отворила

                        и змием в постижение струюсь.

                        И больше змия в себе и в мире не боюсь.                                    (23.02.08)

 

Несколько слов о символизме, как способе познания мира и Бога-Творца.

Населяющие воду, воздух и землю создания почитались всеми народами античного мира. Понимая, что видимые тела являются только символами невидимых сил, древние поклонялись божественной силе через низшие царства природы, потому что более просто устроенные создания с большей готовностью реагируют на творческие импульсы со стороны богов.

Мудрецы древности изучали живые вещи, имея ввиду, что познание Бога наиболее совершенно через познание Его наиболее искусной работы - живой и неживой природы.

Каждое создание проявляет некоторые аспекты разума или воли Вечного Единого, которое не может быть познано, кроме как через исследование и осознание Его перечислимых, но непостижимых частей. Если некое создание выбирается человеческим умом для символизации какого-то абстрактного принципа, то это происходит потому, что это создание демонстрирует невидимый принцип в видимом действии.

Рыбы, насекомые, животные, рептилии и птицы появляются в религиозном и философском символизме почти всех народов, потому что форма и поведение этих созданий, а так же среда, в которой они существуют, близко соотносится с природными силами воспроизведения и зарождения, которые и рассматриваются как первоочередное свидетельство божественного всеведения.

Цветы, растения, фрукты и деревья, камни, металлы и драгоценности - все это использовалось для постижения, как символы неких невидимых зримо, но являющихся духовной основой проявленного мира, сил и процессов.

Первобытные народы верили, что море и суша населены странными созданиями, и древние книги по зоологии изображают любопытных рыб, животных и рептилий, которых не было во время написания этих книг. В древних ритуалах посвящения персидских, греческих и египетских мистерий жрецы появлялись в виде составных созданий, символизируя тем самым различные аспекты человеческого сознания. Они использовали рыб и рептилий в качестве эмблем различных божеств, приписывая им различные свойства, привычки, места обитания, часто создавая при этом гротескные формы. Все это было символическим выражением определенных духовных и трансцендентных истин, которые скрывались от профанов. Феникс вил себе гнездо из фимиама и пламени. Единорог имел тело лошади, слоновьи ноги и хвост дикого кабана. У кентавра верхняя часть туловища была человеческой, а нижняя - лошадиной.  Пеликан герметистов кормил детенышей грудью, и этой птице приписывались многие таинственные свойства, истинность которых понималась часто аллегорически. В храме эти животные становились реальностью, потому что там они означали многогранные черты человеческой природы. Для исследователей человеческой природы эти составные животные и птицы представляют просто различные силы, действующие в невидимых мирах.

В качестве примера символизма, мне хочется несколько слов сказать о Пеликане, потому что это один из самых знаменитых символов. Пеликан, кормящий птенцов из раны, нанесенной им самим, является символом жертвенности и воскрешения.

Христианскому мистику пеликан представляется символом Христа, который спас человечество (птенцы), пожертвовав Своей собственной кровью.

Пеликан может так же рассматриваться как символ солнца, чьи лучи (кровь) дают жизнь семи философским планетам, изображенным в виде выводка птенцов.

В мистериях пеликан представляет воскрешение кандидата из мертвых. Птица-мать означает те божественные институты, которые обладают тайной доктриной, являющейся духовной жизнью человека. В древности верили, что через три дня после убийства пеликаном-отцом своих собствен-ных птенцов мать воскресила их своей кровью из раны, нанесенной самой себе.

В масонском символизме кровь пеликана означает тайную работу, которой человек "поднимается" от рабства невежества к свободе, дарованной мудростью.

Поскольку роза и крест являются частью розенкрейцеровского и герметического символизма, следует считать, что пеликан представляет один из сосудов алхимического эксперимента, а кровь - таинственный раствор, в котором основные металлы (семь птенцов) превращаются в духовное золото. Роза и пеликан означают высочайшее выражение человеческой и божественной любви. Любовь матери к своим птенцам символизирует чувства Создателя к своим творениям во время семи священных дней. Слово "Роза" является простой анаграммой, потому что перестановкой его букв получается слово "Эрос" ( ROSE - EROS ) - имя греческого бога любви. Вместо пеликана часто изображается феникс.

Так мы увидели на этом емком примере, как работает символизм в различных философско-религиозных системах познания.

Начнем постигать символизм образа змея, через его качества и свойства поведения постигая аспекты высших сил. Посмотрим обзорно, как змий воспринимался в культурах и религиях мира. Следуя за змием мы просто обречены ознакомиться со всеми сценариями познания Бога, которые написало человечество за время своего развития.

Со времен отдаленнейшей древности  все народы относились к змию с глубочайшим  почтением, как к воплощению божественной мудрости и символу духа, и мы узнаём (от Санхуниафона), что именно Гермес или  Тот был первым, кто рассматривал змия, как "наиболее духо-подобного изо всех пресмыкающихся"; и гностический змий с его семью гласными над головой, который упоминается с Станцах Книги Дзиан, есть только копия Ананты, семиглавого змия, на  котором  покоится бог Вишну. В дальнейшем мы еще вернемся к каждому из них и поговорим о них подробнее.

Образ Змея или Дракона распространен  в большинстве культур мира. Поклонение змее в той или иной форме проникло во все части Земли. Змеиные могильники американских индейцев, каменные изваяния змей в Центральной и Южной Америке, кобры в Индии, Пифон, великая змея Греции, священный змий Мидгарда скандинавов, наги Бирмы, Сиама и Комбоджи, бронзовый змей евреев, мистическая змея Орфея, змеи при оракуле в Дельфах, переплетающиеся вокруг трипода, на котором восседала жрица, сам трипод, сделанный в форме переплетающихся змей, священные змеи в египетских храмах, уреус, обвивающий головы фараона и жрецов - все это свидетельства универсального поклонения змеям. В древних мистериях жезл с обвившимися вокруг него змеями был врачебным символом. Жезл Гермеса остался эмблемой медицинской профессии.

 Упоминание о Драконе имеется  в Библии, у Плиния, Галена, Паскаля.                            

Символ дракона - это эмблема воинов на парфянских  и римских штандартах, национальная эмблема Уэльса, хранитель, изображенный на носах кораблей древних викингов.

У римлян дракон был значком когорты, отсюда современное  dragon, драгун.

Символ дракона - символ высшей власти у кельтов: "Я  Змий,  я  Друид!"  восклицал  друид  кельто-британских  областей,  ибо  Змий  и  Дракон  были  символами  Мудрости,  Бессмертия  и  Возрождения.

Змея является символом перевоплощения и метемпсиоза, потому что, как змея  сбрасывает  свою  старую  кожу  лишь  для  того,  чтобы  появиться  в  новой, так  и  бессмертное  Эго  сбрасывает  одну  личность  лишь  для  того,  чтобы  принять  другую. Согласно древним суевериям змея никогда не умирает своей смертью, и если ее не убить, она будет жить вечно. Верили также и в то, что змеи проглатывают сами себя, что стало источником символа Верховного Создателя, который периодически поглощает собственную вселенную.

Семиглавый змей представляет верховное божество, манифестацией которого предстает Элохим, или семь духов, с чьей помощью он устроил вселенную. Кольца змеи язычники полагали символом движения, а так же орбит небесных тел, и вполне вероятно, что символ дважды обвивающейся вокруг яйца змеи, общий для многих древних мистерий, представляет кажущееся движение Солнца вокруг Земли и ленту астрального света, или великого мистического агента, который непрерывно движет планеты.

Змея символизирует и электричество, поскольку оно связано с движением. Электричество проскакивает между двумя полюсами, как змея при своем передвижении. Сила, пронизывающая атмосферу, называлась Великим Змеем.

Будучи символом универсальной силы, змея является символом как добра, так и зла. Сила может разрушить столь же быстро, как и создать. Змея, заглатывающая собственный хвост, является символом вечности, потому что ее тело при этом не имеет ни начала, ни конца. Голова и хвост представляют положительный и отрицательный полюсы космической  жизненной цепи. Инициированные в мистерии часто именовались змеями, и их мудрость считалась аналогичной божественно инициированной силе змеи.

В  средневековой  алхимии - первоматерия  (или  иначе  мировая  субстанция)  обозначалась  древнейшим  алхимическим  символом - змеей,  кусающей  себя  за  хвост  и  называющейся  уроборос ("пожиратель  хвоста"). Изображение  уробороса  сопровождали  подписью  "Все  в  Едином  или  Единое  во  всем",  а  Творение  называли  круговым  (circulare)  или  колесом  (rota).                                       

В  средневековье  при  изображении дракона  "заимствовали"  разные  части  тела  у  различных  животных  и,   подобно  сфинксу,  дракон  был  символом  единения  четырех  стихий.     

В гностицизме  образ дракона,  кусающего  свой  хвост, или дракон уроборос  выступает  в  качестве  символа  всех  циклических  процессов.

У исследователей древних истин нет сомнения в том, что крылатый змей (Серафим) было именем, данным невидимым иерархиям, которые трудились над землей в первые дни творения. Существует легенда о том, что в начале мира на Землю высадились крылатые змеи. Это были, вероятно, полубоги, которые предваряют исторические цивилизации у каждого народа. В свое время мы вернемся к этой теме и рассмотрим ее подробнее, опираясь на неожиданные, но довольно интересные и заслуживающие внимания современные источники.

В  вавилонских  древностях  к  змею  обращаются  как  к  "чешуйчатому"  и на  многих  геммах  связывают  его  с  Тиамат,  морем. "Дракон  Моря"  упомянут  неоднократно. В  Египте  есть  звезда  Дракона (тогда - Северная  Полярная  Звезда),  источник  связи  почти  всех  богов  с  Драконом - Бэл  и  Дракон,  Апполон  и  Пифон,  Озирис  и  Тифон,  Сигур  и  Фафнир  и,  наконец, Св.  Георгий  и  Дракон,  представляют  одно  и  то  же.  Все  они  были  солнечными  богами,  и  там,  где  мы  находим  Солнце,  там  и  Дракон. Иерофанты  Египта  и  Вавилона  именовали  себя  "Сынами  Змия-Бога"  и  "Сынами  Дракона". Символическое соответствие солнца со змеем нашло буквальное отражение в том факте, что жизнь остается в змее до тех пор, пока не зайдет солнце, после чего ее можно резать хоть на миллион частей.

На щите Агамемнона (11-я Песнь "Илиады")  был изображен  синий  трехглавый дракон.

В  Китае  в  образах  крылатых  драконов  соединялись  животные,  воплощающие  два  мира - верхний (птицы)  и  нижний (змеи).  Эти  фантастические  существа  в  китайской  мифологии  олицетворяли  мужское  начало,  первоэлемент  Ян, воплощающего  свет  и  активность,  вместе  с  фениксом,  воплощающим  женское  начало,  первоэлемент  Инь.  Изображение  дракона  служило  символом  императора,  а  феникса - императрицы. В  целом  он  выступает  как  олицетворение  силы  и  величия.  Иероглиф,  обозначающий  дракона,  также  передает  понятия  энергии,  силы,  ума. В  "Ицзин" (Книге  перемен)  дракон  предстает  как  олицетворение  мудреца;  сходным  образом  в  одном  их  исторических  трудов  Лао-цзы  сравнивается  с  драконом,  ибо  неуязвим  в  споре  и  мудрость  его  неисчерпаема. В  представлениях  древних  Китайцев  дракон  связывается  с  благодетельным  дождем  и  ассоциативный  ряд  "дракон-молния - дождь- плодородие"  очень  типичен  для  них. "Земля  соединяется  с  драконом" - так  обычно  говорят  о  дожде. Дракон  играет  главную  роль  как  посредник  между  двумя  мирами - земным  и  небесным;  небесный  дракон  держит  на  своем  хребте  чертоги  богов,  чтобы  не  дать  им  упасть  на  землю.

Легенды  буддизма  изобилуют  упоминаниями  о  драконах.  Сказания  даосизма  повествуют  об  их  деяниях.

Но  в  христианстве  дракон  представлен  как  олицетворение  зла  материи (антитеза  блага  духовного), как  воплощение  дьявола. Святой  Августин  уподобляет  дьявола  дракону  в  его  коварстве;  в  Библии  дракон  упоминается  как  "змий,  называемый  сатаной". Символ  Змия  в  христианстве  должен  стать  отдельной  темой  для  разговора  и  не  может  быть  охарактеризован  в  рамках  этого  сообщения. Здесь будет уместным лишь упомянуть, что антипатия, испытываемая христианством к змее, основана на плохо понятой аллегории об Эдеме.

Змея - это истинный принцип мудрости, поскольку она искушает человека  к самопознанию,

которое в христианстве предстает как грехопадение, но это есть проявление свободы выбора познать себя пройдя через соблазны материи и проявив качества духа в мире, который иначе не может быть поднят к высоким духовным вибрациям кроме как путем добровольной замены грубых, материальных вожделений и страстей на высокие вселенские энергии любви и единения через непосредственное проживание их. Следовательно, самопознание требует от человека неповиновения демиургу (Иегове в Библии).

Каким образом змей попал в сады Эдема, если иметь ввиду, что все твари, сотворенные Богом в течение шести дней, были добрыми, до сих пор удовлетворительно не объяснено интерпретаторами Библии. Дерево посреди сада представляет огонь в спине, кундалини - "Свернутая кольцами" - гипотетическая скрытая нервная энергия в центральной нервной системе, Знание того, как использовать этот огонь, и представляет дар великого змея. Кундалини символически и аллегорически изображается в виде змеи, свернутой в три с половиной кольца. Хотя кобра может показаться слегка медлительной, любой, кто сам видел, как эта индийская змея нападает, выстре-ливая в прыжке на метр в воздух, понимает, сколь точна эта образная метафора. Обычно кундали-ни переходит из неподвижного состояния в движущееся за долю секунды. Существует множество исторических свидетельств и мифов о той сверхчеловеческой силе, которую иногда проявляют люди в экстремальных ситуациях. По-видимому это одно из подтверждений теории кундалини.

Несмотря на противоположные утверждения, змея есть символ и прототип универсального спасителя, который искупает миры, позволяя созданиям самопознание и понимание добра и зла. Моисей поднял бронзового змея на крест в пустыне, чтобы все, кто видел его, могли быть спасены от жал меньших змей? Не является ли медный змей предвосхищением грядущего распятого человека? Если бы змея была только лишь символом зла, то зачем бы Христос говорил ученикам, чтобы те были мудры, как змей?

Распространенное мнение о том, что змея является символом зла, не может быть доказано.

Во всех веках змий был символом божественной мудрости, которая убивает для того, чтобы снова воскресить, разрушает, чтобы построить лучшее. Моисей представлен как потомок Леви, змеиного племени. Гаутама Будда происходит от змеиной династии через род царей Нагов (змиев), которые царствовали в Магадхе. Гермес, или бог Таат (Тот), в своем змеином символе есть Тет; и, согласно легендам офитов, Иисус или Христос родился от змея (божественной мудрости, или Святого Духа), т.е. стал Сыном Божиим через свое посвящение в "науку змей", Вишну, тождественный с египетским Нефом, покоится на небесном семиглавом змие. Змей всюду как в философии, так и в религиозном символизме, является эмблемою вечности, бесконечности, возрождения и омоложения, так же и мудрости. Больше того, полный  Посвященный  именовался Драконом, Змием, Нагом.

Но процитируем Стейнлэнда Уэйка: "Изучающий мифологию знает, что некоторые идеи у народов древности связываются со змием, и что он является излюбленным символом для определеных божеств; но почему именно это животное, а не какое-либо другое было избрано для этой цели,-  это пока что неизвестно".

Я приведу истолкование этого первоначального культа змия  в таком виде как оно дано посвященными  через Е.П.Б. в книге "Разоблаченная Изида".

Вот цитата из "Ригведы", книга V, глава II, стих 23, она называется "Мантра змия":

"Эта мантра есть та мантра, которую видела Царица змей Сарпараджны, так как земля (iyam) есть Царица змей, так же как она является  матерью  всего, что двигается (sarpat). В начале Земля была только как голова (круглая) без волос (лысая), т.е. без растительности. Затем она узнала эту мантру, которая даёт тому, кто знает, власть изменять свою форму, как только желаешь. Она "произнесла эту мантру", т.е. принесла жертву богам; вследствие этого она немедленно получила пеструю внешность; она стала разнообразной и способной производить любые формы, какие захочет, преобразовывая одну в другую".

В этом отрывке говорится о земле как о "Сарпа Раджни", Царице Змей и "матери всего, что двигается". Эти выражения относятся к тому факту, что прежде чем наша планета стала яйцеобразной или круглой, она представляла собою длинный след из космической пыли или огненного тумана, двигающегося и извивающегося подобно змею. Это,  сказано  в объяснениях,  был  Дух Божий,  двигающийся  по  хаосу  до тех пор,  пока  его дыхание  не   высидело  космическую  материю и  не заставило  ее  принять  кольцеобразную  форму  змея с хвостом  во  рту - эмблемы  вечности  в  её  духовном, и  нашего мира - в  её  физическом  смысле.  То,  что  космическая  материя  имеет  кольцеобразную  форму  змея,  закусившего  свой  хвост,  символизирует  не  только  вечность  и  бесконечность,  но  также  шаровидную  форму  всех  тел,  образованных  в  пределах  Вселенной  из  этого  огненного  тумана. По понятиям  древнейших  философов  земля, подобно змею, сбрасывает свою кожу и является из своего - субъективного состояния  в объективное. Подобно змею, она не только "сбрасывает свою старость, но и увеличивается в размере и силе" на каждом новом глобусе. Вот  почему  Змий  был  символом  мудрости  у  многих  народов  мира,  как  это  было  показано  в  начале.

Мы бегло, обзорно ознакомились с использованием образа змия и дракона во всех значимых философско-религиозных системах мира. Теперь можем подробно рассматривать различные аспекты создателя и сил, задействованных им в творении, через этот универсальный символ.

Начнем с основ и вспомним Тайную Доктрину Е.П.Блаватской.

                     ВЕЗДЕСУЩИЙ ВЕЧНЫЙ НЕДЕЛИМЫЙ и НЕПРЕЛОЖНЫЙ ПРИНЦИП

                                                                                  или

                                          ЕДИНАЯ АБСОЛЮТНАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ,

                           которая предшествует всему проявленному и условному Сущему.

                              «Бескорний Корень всего, что было, есть или когда-либо будет»

или Бесконечная и Вечная Причина - "Бессознательное" и "Непознаваемое" в европейской философии.

   Она лишена всяких атрибутов и не имеет никакого отношения к проявленному  конечному Сущему.

                    Безличная Реальность, всенасыщающая Космос есть чистый нумен мысли.

                                Это даже не Первопричина, а Беспричинная Причина Всего.

 

Это скорее БЫТИЙНОСТЬ, чем БЫТИЕ – Сат на санскрите - и превышает мышление и рассуждение.

Это Парабраман, Единая Реальность, Абсолют – область Абсолютного Сознания.

Это та Сущность, которая вне всякого отношения к условному существованию, условным символом которого является сознательное существование.

                                                             БЫТИЕ имеет два аспекта:

АБСОЛЮТНОЕ АБСТРАКТНОЕ ПРОСТРАНСТВО  -  чистая субъективность.

АБСОЛЮТНОЕ АБСТРАКТНОЕ  ДВИЖЕНИЕ – «ВЕЛИКОЕ ДЫХАНИЕ» - представляющее Безусловное Сознание.

 Сознание немыслимо для человека отдельно от изменения и потому движение является лучшим символом этого процесса изменения и его главнейшим признаком.

Это метафизическая Триада – Корень, из которого происходит все проявление.

В проявлении т.е. в обусловленном Бытии, субъективном или объективном, Абсолют становится двойственным – имеет два аспекта или символа – Дух (или Сознание) и Материя.

Бытие как аспект Абсолюта или Парабрамана имеет два аспекта составляющие основу обусловленного

Великое Дыхание принимает характер Пре-Космической Мысле-Основы – это корень каждого индивидуального Сознания   Пространство становится Пре-Космической Субстанцией (Мулапракрити) и является субстратом Материи в различных стадиях дифференциации.

 Дух (или Сознание) и Материя должны рассматриваться не как  независимые реальности, но как два символа или аспекта Абсолюта, Парабрамана, составляющего основу обусловленного Бытия.

 Противоположение этих двух аспектов Абсолюта необходимо для существования проявленной Вселенной.

Независимо от Космической Субстанции Космическая Мысле-основа не могла бы проявиться, как индивидуальное Сознание, т.к. сознание развивается, как "Я есмьЯ", только через проводника (упадхи) материи, которая дает физическое основание, необходимое для средоточия Луча Космического Разума при достижении известной сложности.

В свою очередь, отделённая от Космической Мысле-основы, Космическая Субстанция осталась бы пустою отвлечённостью, и никакое возникновение Сознания не могло бы произойти.

Поэтому Проявленная Вселенная исполнена двойственности, которая является как бы самой сутью её Проявленного существования.

Но именно, как проявленные полюсы Субъекта и Объекта, Духа и Материи, являются только аспектами Единства, в котором они синтезированы, так и в Проявленной Вселенной имеется "то", что связывает Дух с Материей, Субъекта с Объектом.

Это нечто называется оккультистами Фохатом,  который( момент истины для нашего повествования!) древние изображали змием!

Ибо "Фохат шипит, когда он зигзагами скользит во всех направлениях".

Фохат делает атомы твердыми; т.е., сообщая им энергию, он разбрасывает "Атомы" или Изначальную Материю. "Он разбрасывает себя, разбрасывая Материю на Атомы".

 Фохат есть "мост", посредством которого Идеи, существующие в Божественной Мысли, запечетливаются на Космической Субстанции, как Законы Природы.  Фохат, таким образом, является динамической энергией Космической Мысле-Основы. С другой стороны, он - разумный посредник, руководящая сила всех проявлений, Божественная Мысль, переданная и проявленная Дхиан-Коганами, Строителями видимого Мира.

Так от Духа, или Космической Мысле-Основы, происходит наше Сознание, от Космической Субстанции - те несколько проводников, в которых  сознание это индивидуализируется и достигает самосознания - или размышляющего - сознания. А Фохат, в различных проявлениях, является таинственным звеном между разумом и Материей, животворящим принципом, электризующим каждый атом к жизни.

 Итак, мы узнали, что символ змия восходит к самым истокам размышлений о мироустройстве.

Дальнейшее его использование не менее интересно и значимо.

 Елена  Калашникова.