ТЕОСОФСЬКЕ ТОВАРИСТВО В УКРАЇНІ

Одеське відділення

С.Джинараджадаса

   

C. Джинараджадаса (1875-1953), четвертый президент Теософского общества, получил образование в Кембриджском университете, Англия, и был исключительным лингвистом, который читал лекции свободно на многих европейских языках. Его широкий диапазон интересов включены в  трудах по  религии, философии, литературе, искусству, науки и оккультной химии. Он сделал ценные эскизы и заметки во время ясновидящих исследований Анни Безант и Ледбитера  в структуре материи. 

Он был одним из наиболее путешествующих из всех президентов и его вклад в распространение теософии во многих частях мира был огромен.

Первые дни

C. Джинараджадаса родился 16 декабря 1875 года на Цейлоне (Шри-Ланка) в семье сингальских буддистов. Его связь с теософией началась в возрасте тринадцати лет, когда он встретил  Ледбитера. Год спустя он сопровождал Ледбитера в Англию, чтобы бы получить образование вместе с сыном г-Синнетта. В 1889 году он впервые встречается с Е.П. Блаватской. Он стал членом Теософического Общества 14 марта 1893 через Лондонскую Ложу. Джинараджадаса обучался в  колледже Святого Иоанна, Кембридж, в 1896 году, а четыре года спустя получил степень по восточным языкам, и также изучал право. Затем он вернулся на Цейлон, где  стал проректор (1900-1гг) в Ананда колледж Коломбо, основанным г-ном Ледбитером. В 1902 году он вернулся в Европу, чтобы изучать литературу и науку в университете Павии, Италия. В 1904 году он отправился в Америку, где он начал свою карьеру в качестве международного лектора Теософского общества, обращаясь к аудитории в разных странах мира на английском, французском, итальянском, испанском и португальском языках в течение пятидесяти лет. Будучи любителем искусства и красоты, Джинараджадаса способствовал распространению идеалов красоты в речи, письме, повседневной жизни, а также в ремёслах.

Работа для Теософического Общества

В Адьяре в 1914 году на  Конвенции Джинараджадаса прочитал свои четыре лекции, которые появились затем в книге «Теософия и современная мысль». Хотя он много путешествовал, он, как правило, возвращался  в Адьяр каждый год, чтобы прочитать одну или более из своих лекций, вплоть до конца своей жизни. В 1916 году он женился на мисс Дороти М. Грэм, с которой основал Женскую Индийскую ассоциацию.

Он был вице-президентом Общества с 1921 по 1928 г., когда д-р Безант была президентом, а потом представителем Президента по всему миру. Он был преданным сотрудником и другом  д-ру Безант в течение последних лет её жизни. В годы войны он жил в Англии и создал  важный «Центр» теософской работы в Лондоне.

Г-н Джинараджадаса был редактором Теософиста на трех этапах - в течение трех месяцев в 1917 году совместно работал с д-р Безант; в течение примерно трех лет в 1931-33гг во время ее  болезни; и во время своего президентства в Теософском Обществе между 1946-53гг.

Когда доктор Арундейл умер в 1945 году, г-н Джинараджадаса был избран президентом. Несмотря на плохое самочувствие, он вел свою непрерывную работу для Общества. Как президент, он был хранителем Архива.

Как президент TО

Как президент, в после военное время, как брат Раджа, так его ласково называли, был очень обеспокоен тем, что война повлияла на сокращение сотрудников ТО. Военная оккупация явилась следствием появления общественного движения за обладание недвижимости. Он сделал все возможное, чтобы освободить Adyar и всех его ограждений, и восстановить территориальную целостность, и вернуть  спокойствие центру Теософской мысли,  символом единства общества, которым являлся Адьяр, и сохранение его международного значения и статуса..

В 1949 году Джинараджадаса основал Школу Мудрости в Адьяре, для изучения теософского учения,  как указано в учебниках, но в первую очередь потому, что студенты, зная основы могли бы с расширенным сознанием и внутренним  зрением "сидеть в центре своего собственного бытия и  наслаждаться чистым светом». Школа также посвящена собственным исследованиям  мыслей и дел великих людей в широком смысле, изучая их сквозь историческое время. Его ежегодные сессии привлекали студентов из многих стран и действуют и по сей день. Он пытался сделать штаб-квартиру также и  центром для студентов и постепенно перестраивал её территории для этой цели.

Его ум был с сильным научным уклоном, который чётко прослеживается в его самой известной книге, переведенной на многие языки, «Главные принципы теософии», а также  его интерес к оккультной химии. Третье издание этой книги  он редактировал сам  и она была  выпущена в 1951 году. Он написал ряд книг, некоторые из них, особенно для детей.

Любитель растений, животных и детей

Растения процветают и хорошо развиваются в их естественной среде обитания, и даже самые привередливые  требовательные прекрасно себя чувствуют у себя «дома». Но невзирая на эти соображения, и на сложность в ограничениях при  транспортировке растений из-за рубежа, брат Раджа привёз в Адьяр нескольких сотен видов семян и растений из самых отдаленных мест - Мексики, Коста-Рики, Бразилии, Панамы – и создал ботанический сад редких растений и деревьев, местных и экзотических. В этом саду есть крошечные дикие цветы, и крупные окультуренные розы, лилии и лотосы. Но совершенство красоты в мельчайшем диком цветке не меньше, чем в самых красивых высоких растениях.

В юбилейный Серебряный год Теософского общества, брат Раджа осуществляет свою идею высадки саженцев красного дерева, чтобы сформировать алею, которая  идёт  через весь центр территории. В подготовленные ямы была насыпана почва из соответствующих стран, откуда было привезено растение  Этот проспект-алея стал символом более чем для пятидесяти стран мира, живущих в одном месте - Адьяре.

Животные также имели свою  долю заботы и сочувствия от брата Раджи. На детей он воздействовал особым очарованием, он смотрел  на них, как на души, а не на как пустые страницы, на которых можно писать. В лекции, прочитанной во многих местах в Европе и Америке, он озвучил свои  идеи относительно благосостояния ребенка. Он считал, что цель образования, это помочь реализовать внутренний смысл жизни. На протяжении всей своей карьеры, брат Джинараджадасе также подчеркивал необходимость  понимания места женщины в схеме жизни. 

Показателем искусства и красоты

Брат Раджа был известен и как любитель красоты и ее выражение через человека. Его отношение к  искусству было  многогранным – он восхищался красотой в  литературе, живописи, скульптуре, архитектуре, танце, драме, и, особенно в  музыке, которая, как он считал была самым высоким искусством из всех искусств. Он подчеркивал, снова и снова, что  значение и место искусства в воспитании ребенка является жизненно важным. Одна из его любимых тем была важность единства искусства, науки, религии и философии. Он был президентом Международного Братства искусств и ремесел с 1923 по 1927гг.

Как автор

Г-н Джинараджадаса был одним из главных авторов теософии и его работы - более сорока трудов - касались широкого круга проблем, касающихся религии, науки, искусства, общественного порядка и образования. Он разработал специальное исследование  писем Махатм, которые приходили в самом начале становления Теософского Общества,  главным образом, г-н Синнетту, но и к другим теософам также, и опубликовал их в  двух томах:  «Письса от Учителей Мудрости». А также опубликовал свою  серию небольших религиозных работ.

Джинараджадаса был директором Центра усадьбы в Сиднее, с 1934г и директор Адьярской библиотеки в течение нескольких лет. В 1913 году он был награжден медалью Т. Субба Роу обществом за его теософскую работу. Его «Золотая книга Теософского Общества», выпущенная в 1925 году  описала историю общества от начала становления его до момента выхода книги из печати, и является   по сей день  сокровищем для тех, кто углубляется в изучение первых дней Общества.

Г-н Джинараджадаса умер в июне 1953 года, через несколько месяцев после ухода с должности президента Общества. За несколько лет до своей смерти, он написал и передал  коллегам по работе следующую Эпитафию:

Он     любил        детей,         море, 
Бетховена,   кольцо       Вагнера,    то 
хор   Аллилуйя, и       его 
Евангелие было Раскин '

Эта эпитафия суммирует природу пламенного работника, который стал президентом, потому что его огромное стремление было служить. Всегда скромный, он поражал других своей  многогранной деятельностью, его неуклонная  преданность и служение  для общества и мира. 

 

Источники

1. Семьдесят пятая годовщина Книга Теософского общества, Жозефина Рэнсом, ТРН, 2005.

2.Джинараджадас «Вопросы теософии», т. 74, № 11, август 1953.

3. «Дань поэта господина С. Джинараджадасе», Теософист, т. 74, № 12, сентябрь 1953.